Как часто можно услышать выражение "спорт вне политики". Фраза красивая, но лукавая. На самом деле крупные спортивные состязания, особенно международные, всегда были ее неотъемлемой частью.
Это еще один способ конкуренции социальных систем, дополняющий дипломатические, торгово-экономические и идеологические схватки. Футбол, самый популярный вид спорта на планете, – лишь яркое тому подтверждение.
Так что же значит чемпионат мира для нашей страны? Почему он так важен? Зачем вообще ожесточенно бороться за его проведение, а потом вливать в организацию мероприятия миллиарды? И наконец, почему наши "западные друзья и партнеры" делают попытки "испортить всем праздник"? Попробуем ответить на эти вопросы.
Подобный чемпионат – это спортивное и культурное событие планетарного масштаба. Принимать его у себя – вопрос высокого государственного статуса и престижа. Очевидно, что подобную "нагрузку" могут вынести далеко не все страны, а только те, чей авторитет, политическая, экономическая и инфраструктурная составляющие находятся на достаточно высоком уровне развития: это и строительство, и бизнес, и многоуровневая координация с партнерами из десятков стран, и многое другое.
Что касается политики, то еще в середине 40-х годов XX века известный британский писатель Джордж Оруэлл отмечал, что международные спортивные состязания откровенно имитируют войну. Как все мы помним еще со школы, в древности существовала традиция олимпийского перемирия (экехейрия), которая закреплена и в современной декларации ООН от 2000 г., – жаль только, что следуют ей не все и не всегда. Как бы то ни было, спортивные состязания – это своеобразная сублимация насилия в игре, альтернативный способ показать свою доминантность, превосходство. А значит, рядом всегда соседствуют власть, интриги, информационные противостояния и прочее.
Социально-психологическое влияние данного события вообще достойно подробного научного исследования. Это настоящий энергетически-эмоциональный взрыв – невероятное сплочение людей с коллективным пением гимна, на стадионе и у телевизоров, флаги, кричалки, эйфория от побед и горечь от поражений. Успешное выступление национальной сборной может воодушевить широкие слои населения, несколько сбросить социальное напряжение – однако не следует забывать, что этот эффект носит сугубо временный характер, и его невозможно использовать в качестве прочного фундамента для каких-либо процессов внутри страны.
Еще один аспект – открытость, межнациональный диалог, возможность "себя показать". Мы живем в период серьезной международной напряженности. В наличии имеются локальные горячие точки, санкции, жесткая дипломатическая риторика и прочие "прелести жизни". Как известно, одним из инструментов предвоенной пропаганды является "расчеловечивание" образа предполагаемого противника. Чтобы его было не жалко укрощать силой, а то и вовсе стереть с лица Земли – разумеется, из самых светлых побуждений, присущих "империям правды и добра".
Именно поэтому СМИ из недружественных стран так активно раздувают истерию о "русском варварстве", низкой культуре, агрессивности во внешней политике, мафии – да чего угодно, от якобы сбитого Россией (или ополченцами) на Донбассе "Боинга" до якобы отравленных российскими спецслужбами в Лондоне Скрипалей.
В этом плане сотни тысяч иностранных болельщиков, которые посетят мундиаль, – это инструмент сглаживания, повышения комплиментарности, адекватизации картинки реальности. Эти люди окунутся в русскую культуру, получат опыт живого общения, увидят реальное положение дел в противовес устоявшейся мифологии, да и просто получат заряд ярких эмоций. Домой они привезут свои впечатления и истории. Их земляки с экранов телевизоров и мониторов компьютеров увидят не только трансляции матчей, но и множество сопутствующих ТВ-репортажей, ток-шоу, фото, видео и текстовых материалов.
Именно поэтому Великобритания и США в рамках имеющегося противостояния начали осуществлять попытки подбить своих союзников на бойкот чемпионата. Однако это было бы слишком непопулярное решение, чреватое бурным неодобрением миллионов болельщиков (надуманность повода очевидна всем), да и перерубить большой узел, состоящий из многочисленных финансовых нитей и международных договоренностей, опутывающих мундиаль, – это все же чересчур радикальный и сложно осуществимый шаг.
Еще один фактор, пожалуй, самый важный для нашей страны, – это инфраструктура и деньги. Несмотря на внушительные расходы, подобные мероприятия выгодны, они окупаются на "длинном плече", обеспечивая развитие сферам строительства, услуг, туризма, массового спорта – да и всей экономике в целом.
Это не первый подобный крупный международный проект в России за последние годы. Здесь можно вспомнить и внеспортивный саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 г., к которому, помимо прочего, был построен "Русский мост" через пролив Босфор Восточный, имеющий самый большой пролет среди вантовых мостов в мире. И Универсиаду-2013 в Казани, и, конечно же, Олимпиаду-2014 в Сочи.
К таким событиям всегда строится множество сооружений, приводится в порядок и совершенствуется транспортная и прочая инфраструктура, привлекаются инвестиции, получает новые возможности бизнес. Если речь идет о спорте, после завершения мероприятия часть построенного начинает работать на проведение других, менее масштабных состязаний и вовлечение молодежи в спортивные дисциплины, часть отдается под различные объекты: кафе, рестораны, магазины, выставки, концертные площадки и даже музеи, что увеличивает насыщенность и качество жизни людей.
Еще в конце 2014-го после успешного проведения сочинской Олимпиады президент Владимир Путин при общении с журналистами отметил, что чемпионат мира по футболу 2018 г. – это не просто затратное мероприятие, а дополнительный повод для развития России, и на это денег не жалко.
Что ж, очень хочется, чтобы чемпионат прошел ярко, качественно, а главное, безопасно. Ну а все "любители и знатоки политики" в это время, помимо футбола, будут внимательно смотреть по сторонам, выискивая проходящие вскользь инфоповоды – ведь во время таких крупных событий "под шумок", как правило, в мире всегда происходит очень много важного и интересного.