США провели химатаку против самих себя

"Европейский Перл Харбор" мог выкосить пол-Европы

В США рассекретили подробности сокрушительной атаки "Люфтваффе" кораблей союзников в 1943 году в Италии. Бомбардировку Бари, когда немцы за двадцать минут уничтожили 17 грузовых судов и повредили еще шесть, справедливо называют "европейским Перл-Харбором".

За исключением известной бомбардировки Гавайев японцами, мир не знает более стремительного и смертельного налета на корабли противника. Союзники совершили роковую ошибку, когда решили подсветить порт для быстрой разгрузки судов. Командование Люфтваффе отреагировало мгновенно: вечером 26 ноября 1943 года порядка ста немецких бомбардировщиков Ju-88, базировавшихся на аэродроме недалеко от Милана вылетели в направлении Бари. Союзники не смогли отразить атаку, они ее просто "прозевали".

От разлитого по воде горючего итальянский порт пылал словно, в аду. Взрывались корабли, набитые боеприпасами. Некоторые из них горели впоследствии несколько недель. Как минимум 1000 человек погибли после атаки практически сразу, матросы барахтались и горели прямо в воде или тонули в маслянистой жиже рядом с кораблями. Моторные торпедные катера кружили по гавани и собирали выживших.


Но худший сюрприз преподнес транспортник "Джон Харви". Оказалось, что в трюме корабля были бомбы с горчичным газом, которые США на всякий случай готовили для немцев.

Во время Второй мировой войны, помня об ужасах химических атак, выкосивших целое поколение, страны негласно отказались использовать боевые отравляющие вещества (БОВ). Однако американцы на всякий случай решили транспортировать бомбы с ипритом поближе к театру боевых действий, но те в итоге сыграли на другой стороне, так и не доехав до 8-й армии вооруженных сил Великобритании.

По данным The National Interest, в трюме "Джон Харви" было 2000 бомб M47A2 с горчичным газом. Толщина их оболочки составляла менее миллиметра. Поэтому в ходе начавшегося пожара отравляющее вещество легко распространилось по всему кораблю и попало в море.

Самое страшное, что о грузе никто не знал, в том числе, капитан Элиот Ноулз. Ему лишь сообщили, что "Джон Харви" должны разгрузить вне очереди. О смертельном грузе знал только человек, руководящей разгрузкой. Но под угрозой трибунала ему запретили говорить капитану, что лежит в ящиках.

Почему груз засекретили, вполне понятно. Если бы Гитлер узнал, что американцы везут в Италию химическое оружие, он мог бы использовать свое. И тогда последствия были бы катастрофические.

Когда выживших моряков отвезли в больницы, на коже у многих образовались химические ожоги и волдыри. Раненых мучил кашель, начало ухудшаться зрение. Люди начали умирать без видимых причин прямо на больничных койках. Похожая судьба настигла и тех, кто смог убраться из "проклятого порта".

Экипаж британского HMS Bicester, выживший в Бари, оказался выведен из строя из-за слепоты. Никто не мог вести корабль, в итоге пришлось вызывать другой экипаж, чтобы он привел корабль в залив Таранто.

На место вылетел эксперт по химическому оружию подполковник Стюарт Франсис Александр. В больницах он начал изучать состояние пострадавших и пришел к выводу, что симптомы соответствуют отравлению ипритом, однако никого, кто знал об этих бомбах, в живых не было. Тогда эксперт навел справки, с каких кораблей были все пострадавшие, и оказалось, что это моряки с соседних с "Джон Харви" кораблей.

Стюарт Франсис Александр начал собственное расследование, которое в итоге пролило свет на всю эту неприятную историю. Перевезти химическое оружие в Италию отдал приказ ни кто иной как Рузвельт, так как опасался, что Гитлер все-таки доберется до химического оружия.

По данным историков, кроме тысячи погибших моряков, позже в Бари скончалась еще как минимум тысяча мирных жителей из-за последствий отравления ипритом.

Черчиль оказался в неприятнейшем положении, так как был вынужден доказывать, что союзники не намеревались использовать химическое оружие. К тому моменту у немцев уже был нервно-паралитический газ, намного более опасное вещество, чем иприт. Но инцидент все же удалось замять. До 1959 года события были полностью засекречены.

Бомбардировка Бари лишний раз напоминает, какая "темная история" химическое оружие. Со стороны можно было подумать, что немцы сбросили бомбы с ипритом, но на на деле все было совершенно не так. Похожая история с боевыми отравляющими веществами продолжается и сейчас, взять ту же Сирию. Быстрый налет, никто ни в чем не сознается и практически невозможно что-либо доказать. Информация засекречена.

Выбор читателей