Ситуация, обострившаяся вчера, родилась как заурядный пиар со стороны коммунистов. Геннадий Зюганов на излете зимы, то есть наиболее тяжелого для российской экономики сезона, решил напомнить своим избирателям о себе как о главе оппозиции. В последние год-полтора коммунистическая верхушка пребывала в своего рода трансе, лишенная привычных ориентиров в лице "антинародного режима" в целом и отдельных его представителей в частности. Борьба с энергетиком Чубайсом для системной оппозиции выглядела как-то мелковато, да и то трудно было понять, кто к Анатолию Борисовичу более пристрастен – коммунисты ли или люди из Кремля, весьма жестко бичующие главу РАО "ЕЭС". Таким образом, предстоящий демарш с требованиями отставки планировался как домашняя заготовка, своего рода плановое внутрипартийное мероприятие. И вполне безобидное: в нынешней Думе сил, готовых повалить правительство, не было и не предвиделось.
Первые сюрпризы начались вскоре после объявления КПРФ о своей инициативе. Правые обмолвились, что и они при случае выразят правительству свое "фи". Примерно то же самое заявили "яблочники". Понятное дело, правые – это не то, что левые, тут мотивация иная. Если левые критикуют правительство за излишний либерализм, то как раз правые – за прямо противоположное, за недостаточность оного. Однако заявления типа "дадим правительству месяц, а там посмотрим" со стороны правых выглядело скорее еще одной пиар-акцией, так сказать сопутствующей главной, коммунистической, чем заранее спланированной и до конца осознанной стратегией. И в этом случае Касьянову бояться было нечего.
Но включение в игру "Единства" меняет, похоже, все. Именно в этот момент муссирующиеся в последние несколько месяцев слухи о смене главы кабинета переходят в вполне практическую плоскость. Правительству не страшны все интриги на свете, затеваемые в стенах Думы. А вот интриги из Кремля – вещь серьезная. В последнее время ряд СМИ выдвигал в преемники Касьянова фигуры Сергея Иванова, Кириенко, Немцова и даже Волошина. Если в этом всем и есть доля правды, то только одна: президент желает смены кабинета. Именно это может почувствовать в нынешних словах и, возможно, в завтрашних делах "Единства" Михаил Касьянов. Именно это, а вовсе не сценарий по роспуску Думы.
Впрочем, последнее огульно отметать тоже не стоит. Что за роспуск президентом Думы? Существенное увеличение доли представительства "Единства" в нижней палате парламента, раз. Предполагаемое изгнание неудобных "СПС" и "Яблока", два. Реальное объединение правящих элит из "ОВР" и "Единства" под крышей последнего, три. Что в минусе? Очередные немалые расходы на предвыборную кампанию, раз. Реальное сужение политического спектра сил, стоящих у власти, два. Жесткое деление Думы на коммунистов и некоммунистов, три. Впрочем, все три минуса относительны. Кто в нашей стране считается с расходами, когда речь идет о важных политических комбинациях? Что касается исхода их стен парламента правых и, возможно, части центристских партий, то это в свете теории о "малопартийной" системе и не минус вовсе.
Правые, должно быть, сейчас очень жалеют о так некстати вырвавшихся у них словах недоверия к действующему правительству. И они, и коммунисты сейчас вовлечены в чужую игру, игру "Единства", а если быть точнее, игру Кремля. И если в этой игре, по сценарию роспуска Думы, коммунистам в любом случае светит парламент очередного призыва, то правые могут потерять и то немногое, что у них есть. Ближайшие дни должны показать, готов ли Кремль к рискованной игре или мы стали свидетелями очередных пробных шаров.