Ковать деньги, не отходя от компьютера
Но экономический климат сегодняшнего дня подразумевает обязательное ведение бизнеса в Интернете. Так что сетевой бизнес был и остается довольно популярным способом делать деньги. Но как?
О доходности работы в Интернете
Как считают многие аналитики (например, в аналитическом агентстве Forrester, IDC и др.), всемирная электронная торговля в 2004 году принесет доход примерно в 6,8 трлн. долларов. К этому времени около 80% компаний, специализирующихся на обслуживании через Интернет связей типа "бизнес – бизнесу" (B2B), переступят рамки национальных и региональных доменов и сделают свое присутствие в Сети глобальным. Хочется, чтобы и россияне смогли получить свою долю от пирога "цифрового прогресса".
Прошлый год был отмечен достижениями в производстве специализированного программного обеспечения. Производители, и особенно потребители этого "умного" продукта выиграли от быстрого и надежного подключения к международным банковским, промышленным и торговым операциям через различные интернет-программы "глобальных союзов".
Методы работы в Интернете "по-крупному"
У многих российских пользователей пока нет достаточного интереса к играм на валютных биржах через Интернет (FOREX), им незнаком азарт, возникающий при распространении за деньги по накопительной системе clicks инновационных цифровых технологий. Но не нужно тратить много слов, чтобы рассказать о привлекательности игр на глобальном цифровом рынке, когда есть такая статистика. Через биржу акций Nasdaq, обслуживающую рынки цифровых продуктов и технологий, в 2000 году прошло 20 трлн. долларов США. Это на 85% больше, чем в 1999 году, и в три раза больше, чем на трех крупнейших валютных биржах мира вместе взятых.
Приведем несколько любопытных фактов, знание которых может оказать существенную помощь в выборе точки приложения сил в Сети.
– Сетевые, или "цифровые", рынки наступают на производителей и покупателей. Настает время акций сетевых компаний. Чаще всего их стоимость резко взлетает и становится более привлекательной, чем стоимость компаний – производителей товаров и услуг. Но и здесь нужна осмотрительность. Пример взлета и падения акций Nasdaq в 2000 году весьма показателен. В год президентских выборов в США нужны были голоса основной массы избирателей, а не "яйцеголовых" интеллектуалов-интернетчиков. В результате акции производственников котировались выше, чем акции наукоемких предприятий. Неудивительно, что с марта 2000 года акции Nasdaq с 5000 пунктов упали к январю 2001 года до 2400-2300 пунктов.
– Спад в сетевом бизнесе привел к затовариванию продукции и застою в сфере оказания услуг. Выход из создавшегося положения был найден в организации и проведении аукционов в Интернете. Продажи по чрезвычайно низким ценам привлекли в Сеть широкие массы покупателей и продавцов. Какое-то время (весьма ограниченное) аукционы в Сети будут процветать.
– В Интернете давно господствуют электронные расчеты: цифровые сертификаты и кредитные карточки. Именно они выводят на авансцену системы повышения безопасности финансовых расчетов, чтобы электронные трансферты не попали в руки тем ребятам, которым не обязательно сидеть у себя дома в Сицилии. Наряду с этими системами все большую роль в подготовке и проведении платежей через Интернет начинают играть "доверенные третьи лица" (естественно, юридические). Такие компании проверяют не только вашу продукцию и услуги, а также выплачиваемые за них деньги (источники), но и отслеживают деньги "не тех ребят", которые охотятся за вашими деньгами.
Советы на каждый день
Если же говорить о советах на каждый день, то они исходят из взятого стратегического курса на сокращение расходов при установлении более коротких цепочек снабжения рынков сбыта. Например, система расчетов в международной торговле не менялась веками. А сегодня из нее выпадают целые прежде респектабельные финансовые структуры. На смену им идет "электронификация" банковского бизнеса и торговли. Если деловые люди используют для расчетов, например, Bolero.net, то им как-то странно слышать требования о международных или простых аккредитивах (letters of credit). Традиционные средства расчетов уступают место цифровым сертификатам, подписям и т. п.
Реклама в электронных версиях ежедневных газет сегодня несколько сдала свои позиции. Цены на нее снижаются, но рекламные компании переходят на более хлебные места. Убедителен пример двух медиамонстров США: News Corp. и "Нью-Йорк Таймс". Там резко снизился поток рекламной информации на веб-сайтах. Другие газеты и издательства проявляют заметную нервозность.
"Плата за погляд" – новая форма, которую издатели используют при установившемся господстве технологии электронных платежей. В информационном бизнесе грядут перемены. От краха и разорения уходят в он-лайн многие издатели. Происходят процессы поляризации. Бизнесмены делятся на тех, кто умеет, и тех, кто не умеет экономить с помощью Интернета. Важную роль в этом начинает играть аренда самых совершенных (и дорогих) программных продуктов. Она сегодня процветает, но неизбежно снизит свою привлекательность по мере роста арендной платы. Дело в том, что пользователи таких совершенных программных продуктов могут получать наибольшую прибыль лишь при условии доступа к быстродействующим линиям подключения к Интернету.
Интернет-компании постепенно из компаний, богатеющих на сверхпродажах, перерастают в компании, которые получают выгоду от снижения расходов. Например, банк в отношениях с клиентом больше получает прибылей от замены "бумажной технологии" работой с электронными средствами. Взять хотя бы владельцев кредитных карточек банка Barclays.
Можно приводить и другие аргументы в пользу интернет-технологий в современном бизнесе, но можно закончить и тем, что последние годовые отчеты многих компаний и корпораций, начавших активную работу в Сети, выглядят намного привлекательнее, чем ранее. Замечено и то, что инвесторы почему-то предпочитают документы в электронном, а не в печатном виде.
Если говорить конкретно о перспективных формах бизнеса в Интернете, то прежде всего стоит отметить "виртуальные команды" менеджеров. Они обеспечивают сотрудничество производителей – распространителей – потребителей товаров и услуг через Интернет. Важную роль в этой цепочке играют веб-конференции. На них принимаются судьбоносные для многих компаний решения. Остаются позади, в прошлом веке, заседания правлений и советов директоров. Фактически у нас на глазах происходят стремительные изменения внутри организационных структур крупных корпораций и фирм. В целом все организационные перемены сводятся к вытеснению командно-контрольных структур в бизнесе координацией и организационными схемами "благожелательного сотрудничества". Что же это такое?
Торговля в Интернете хороша тем, что при этом сокращается цикл продаж: как никогда раньше быстро оформляются и оплачиваются покупки. В Сети проводятся семинары. На них учат партнеров по бизнесу или своих работников (часто это тысячи надомников), как добраться, дотянуться побыстрее до клиента, потребителя или поставщика с выгодным для него и, естественно, для своей компании предложением. Есть такие общеобразовательные сайты, например PlaceWare Web, куда любой желающий может зайти поучиться "благожелательному сотрудничеству". К примеру, не так давно на PlaceWare Web проводилась конференция, в ходе которой в режиме реального времени были даны подробные ответы на вопросы по самому широкому спектру торговли в Интернете, электронному кредитованию и многому другому. В результате участники (и ваш автор в том числе) узнали, как сокращаются циклы продаж, как можно научиться принимать решения более быстро и эффективно. Более того, из участников таких семинаров (а они проводятся ежемесячно на сотнях англоязычных сайтов) создаются партнерские сообщества. Их взаимосвязи и взаимозависимость создают новые и новые рынки для цифровых технологий. То есть появляются новые мини-рынки для "умного" программного обеспечения как для суперкомпьютеров, так и для "наладонных" компьютерных приспособлений.
Главное – это показать свою продукцию и услуги в Интернете "живьем". Для этого необходимо самое лучшее программное обеспечение. Обычно его бесплатно размещают на сайтах, главное назначение которых – привлечь как можно больше посетителей/покупателей. Специалисты по маркетингу быстрее всех оценили в своей работе преимущества Интернета. Теперь их законно называют "понятливыми рыночниками" (savvy marketers).
Факты впрок
Российский пользователь может полнее оценивать растущие возможности глобального цифрового рынка, оперируя следующими данными.
- Общее число пользователей Сети составит в 2001 году 407 млн. человек: 167 млн. в Канаде и США, 113 млн. в Европе и 104 млн. в Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- К 2004 году в одной только глобальной электронной коммерции будут находиться в обращении 6,8 трлн. долларов.
- Около 37% компаний, применяющих программное обеспечение типа "бизнес – бизнесу" (B2B), имели свои сайты на глобальном уровне, то есть за пределами национальных доменов. К 2004 году количество таких компаний увеличится более чем вдвое.
- В 2000 году во время праздников через Интернет было закуплено товаров и оказано услуг на 8,7 млрд. долларов. Это на 108% больше, чем в 1999 году.
- К 2005 году англоговорящие пользователи Интернета составят лишь 30% всех пользователей.
- К 2003 году 66% всей глобальной электронной торговли придется на территории за пределами США.
- К 2002 году уже 490 млн. человек во всем мире получат доступ к Интернету.
- Численность пользователей в 2000 году была в 3000 раз больше, чем семь лет назад.
Полную версию материала читайте в журнале "Планета Internet".