Износ основных фондов ЖКХ достиг 60%, а количество аварий увеличилось за последние 10 лет в пять (!) раз. Если сейчас не предпринять каких-то экстренных мер, то, по прогнозам, через два-три года, когда фонды обветшают окончательно, рушиться и взрываться все и вся начнет ежедневно и повсеместно. Между тем события последней зимы заставляют думать, что такой момент Х, возможно, уже почти наступил.
Три дня подряд власти энергично рядили-решали, что же им (и всем нам) с ЖКХ делать. В прошлый понедельник по этому поводу у Путина собирался президиум Госсовета, во вторник означенную проблему Госсовет силился решить уже в полном составе; наконец, в среду тот же вопрос рассматривало на своем заседании правительство, одобрившее соответствующую программу Госстроя. Как таковых программ реформирования ЖКХ сейчас две: правительственная и Госсовета (подготовленная рабочей группой во главе с омским губернатором Леонидом Полежаевым). Впрочем, столь уж резких различий между ними нет, разве что по срокам: губернаторы хотели бы максимально растянуть намечаемые преобразования во времени (хотя в целом на реформу отрасли правительство отводит 10 лет, основные мероприятия планируется осуществить в предельно сжатые сроки). Итогом всех посиделок стало то, что окончательный и единый вариант программы должен быть представлен президенту через месяц – к 1 июля.
Что же задумано? Перво-наперво, разумеется, сделать отрасль самоокупаемой – сиречь заставить население платить за коммунальные услуги полностью (сейчас в среднем по стране – 64,5%). Прямые дотации предприятиям ЖКХ планируется заменить адресными субсидиями малообеспеченным семьям. Во-вторых, "повысить эффективность". Сие означает как улучшение работы самих жилищно-коммунальных служб, так и реорганизацию системы расчетов за предоставляемые ими услуги (включая установку индивидуальных счетчиков расходования тепла, воды, газа). Наконец, в-третьих, предусматривается перевод функционирования отрасли на рыночные рельсы и ее демонополизация (с появлением частных конкурентов муниципальным предприятиям).
Сдается, однако, что успешно будет выполнен только первый пункт этих масштабных планов. Так уж повелось на Руси: граждане изощряются в том, как объегорить собственное правительство, а оно, в свою очередь, – в том, как содрать лишнюю шкуру с собственных граждан. В рассматриваемом и столь интересующем нас всех случае козыри у правительства, значит – придется платить. Но без действительных преобразований в сфере ЖКХ – что означает "оплачивать стоимость коммунальных услуг полностью"? Ведь, по словам того же Полежаева, сегодня затраты предприятий ЖКХ в два раза превышают экономически обоснованный уровень. С другой стороны, мы уже проходили "дикую" либерализацию, "дикую" приватизацию – кто поручится, что ежели рыночное реформирование такой специфической отрасли, как ЖКХ, и в самом деле начнется, оно не обернется еще большей "дикостью"?
В цифрах все выглядит так. Системе ЖКХ ежегодно требуется примерно 300 млрд. рублей. Это – по минимуму, без модернизации и развития. Субсидии бюджетов всех уровней составляют 126 млрд. рублей, платежи потребителей – порядка 120 млрд. Образуется дефицит, или, на российско-советском новоязе – "недофинансирование", в размере около 60 млрд. рублей. После отмены дотаций и перехода к 100-процентной оплате услуг населением правительство намерено увеличить объем выделяемых "жилищно-коммунальных" субсидий с нынешних 3 до 45-50 млрд. рублей в год. Таким образом, власти сэкономят на гражданах 75-80 млрд. рублей. Дополнительные платежи населения, по правительственным расчетам, покроют не только указанную разницу, но и сумму "недофинансирования"; мало того – принесут еще не менее 50 млрд. рублей "на развитие". (Заметим, что коммунальные тарифы для юридических лиц уже давно устанавливаются по "рыночному" принципу, поэтому для них с реформой ЖКХ мало что изменится.)
Кто реально сможет претендовать на обещанные субсидии, остается неясным, как остается неясным и вопрос о том, кто будет отнесен к категории "граждан, обладающих высокими доходами", и начнет 100-процентно оплачивать неэффективность ЖКХ уже с 1 января следующего года (а не с 2003-го, как "малообеспеченные"). Судя по тому, что правительство вообще думает о житейских потребностях своих граждан, к "состоятельным" могут быть отнесены все, чей доход превышает прожиточный уровень (при российской методике исчисления последнего – это уровень физического выживания). В общем, надо считать так: 126 плюс 60 плюс 50, или, на круг, приблизительно 240 млрд. рублей в год – вот та минимальная сумма, которую мы будем выкладывать дополнительно нашим рачительным коммунальщикам. В городах это, видимо, составит 600-700 рублей в месяц на семью из 3-4 человек.
В заключение уместно заметить следующее. В т.н. цивилизованных странах, где реально существует рынок коммунальных услуг, их оплата населением фактически включена – через соответствующий уровень зарплат и пенсий – в себестоимость производства. Если проводить реформу ЖКХ действительно "по уму", а не только по меркантильным соображениями, то ее нельзя отрывать от экономической реформы вообще, подразумевая прежде всего кардинальное изменение фискальной политики. Но вспомним старый анекдот: мы даже гланды вырываем через ж..., потому что мы все так делаем. Стоит ли надеяться, что реформа ЖКХ будет проведена иначе?