Истязания наших братьев. Меньших

Читать в полной версии →
На кострах инквизиции были сожжены тысячи животных, в том числе ослы и лошади, которые были заподозрены в оборотничестве. А чего стоят светские судебные процессы над животными?! Сохранился даже смертный приговор, вынесенный в 1266 году... свинье

Являясь давним и последовательным защитником животных, я всегда с ужасом взираю на деяния "царя природы" – человека. Недавно я писал о сексуальном насилии по отношению к нашим братьям меньшим. Правда, не все читатели восприняли статью адекватно. Нашлись даже люди, которые обвинили меня в потворстве зоофилии и прочим извращениям. Все эти гнусные нападки я с негодованием отметаю. Я не только скотоложцев, но даже и тех, кто носит одежды из шкур и меха животных, готов пригвоздить к позорному столбу. Но это к слову. Я тут вот о чем тут подумал – а не имеет ли страсть к истязаниям "тварей Божьих" давнюю историю? Уж не генетически ли в хомо сапиенс это заложено? Помню, кстати, как в детстве мы, подростки, развлекались тем, что ловили кошку и привязывали к ее хвосту консервную банку. Несчастное животное, вне себя от ужаса, отчаянно мяуча, мчалось прочь, что нас очень потешало. До сих пор стыдно. Впрочем, находились и настоящие отморозки, выкалывающие глаза бродячим собакам или поджигающие кошек.

Однако вся история человечества свидетельствует, что люди проявляли бессмысленную жестокость не только по отношению друг другу. Уже в Ветхом Завете упоминается о том, как Самсон связал хвосты каждой паре лисиц, сунул факел между ними и зажег ("И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны, и нежатый хлеб, и виноградные сады, и масличные").

А вот пример уже не из Библии. Король Испании Филипп II (который еще в детстве прославился тем, что сжег на костре обезьянку) долгое время развлекал придворных "кошачьим клавесином". Этот, с позволения сказать, "музыкальный инструмент" представлял собой следующее: отбирались четырнадцать кошек, обладающих голосами различного тона, потом их помещали в специальный длинный ящик, разделенный на четырнадцать отсеков. Головы животных просовывались наружу, а хвосты были закреплены неподвижно под клавиатурой клавесина. Когда "музыкант" нажимал на клавиши, то острые иглы, которые были соединены с клавишами, впивались кошке в хвост. Естественно, животное начинало кричать. Вот так на этом "клавесине" и играли. Придворные "любители прекрасного" очень смеялись. Между прочим, Петр I, будучи в Гамбурге, тоже заказал "кошачий клавесин" для своей кунсткамеры.

Кошкам, кстати, вообще от людей сильно досталось. Если в Древнем Египте они считались священным животным, за убийство которого полагалась смертная казнь, то в средневековой Европе кошки впали в немилость. Люди начали думать, что они водятся с нечистой силой, а посему должны быть истреблены. И кошек, особенно черных, начали сжигать на кострах вместе с ведьмами. Папа Иннокентий VIII в 1484 году завил, что кошки – "языческие звери, состоящие в союзе с дьяволом". С церковных кафедр звучали проповеди, в которых прихожанам объяснялось, что "ведьмы часто превращаются в черных кошек, чтобы под покровом ночи творить темные дела и встречаться с бесом". Естественно, после таких заявлений несчастных тварей обвинили во всех людских бедах и горестях. Началось нечто невообразимое: кошек бросали с церковных колоколен, сжигали на кострах, секли до смерти или топили в кипящей воде – и все "во славу Божью". Более того, даже встречая на улице ночью бродячего кота, с ним старались разделаться самым жестоким способом. Умерших животных нередко замуровывали в стены зданий – считалось, что кошачьи трупы отпугивали демонов. Кошек убивали и для того, чтобы приготовить из них лекарства от разных недугов: люди верили, что высушенная кошачья печенка помогает против камней в мочевом пузыре, смесь из кошачьей крови и ячменной муки – против кожного зуда, а уж если под входной дверью закопать хвост кошки, то болезни в дом вообще не проникнут.

Но, конечно, не только кошки сталкивались с человеческой жестокостью и глупостью. На кострах инквизиции были сожжены тысячи животных, в том числе ослы и лошади, которые были заподозрены в оборотничестве. А чего стоят светские судебные процессы над животными?! Последний приговор такого рода датирован 1692 годом – тогда от руки палача пала лошадь. Писатель и историк Еремей Парнов пишет: "Свыше четырех веков животные-преступники карались в точном соответствии с принятой процедурой. Бывало, что их даже обряжали в одежды. Вообще все должно было выглядеть "как у людей". В течение всего процесса проштрафившиеся четвероногие пребывали в одиночном заключении. Ведь соблюдались все положенные церемонии – до мельчайших мелочей. Палач – и тот должен был надевать новые перчатки, словно собирался отправить на тот свет наделенного душой человека, а не бессловесную тварь".

Конечно, времена и нравы тогда были дикие. Однако сегодня "цивилизованные" граждане не далеко ушли от своих предков. Правда, показательных процессов над несчастными животными они не устраивают. Но зато, пожалуй, превзошли своих предков в бессмысленной жестокости. Время от времени в прессе можно прочитать сообщения подобного рода: "Пьяный прокопьевский житель Н. заявился в гости к своей сожительнице и решил, что называется, показать, кто в доме хозяин. Но поскольку ни сожительница, ни ее дети никаким уговорам не вняли, он схватил жившего в доме щенка и располосовал его ножом". Негодяя судили. Но лишь потому, что дело получило огласку. А однажды на одном из форумов в Интернете я наткнулся на совершенно дикое признание какого-то недоноска (пунктуация и орфография сохранены): "Однажды я ударил котенка. Рукой. Он прямо таки крякнул... Короче звук какой-то издал. Я ему добавил. Добавлял пока он сознание не потерял. Или он наверное умер. Кстати меня слабо заботит боль животных. Они дурные и безчувственные. У меня была собака, которую я избил так что она умерла. Так суть в том, что бьёш её бьёш причём сильно. А потом позовёш её, а она уже и бежит хвостом виляет. Приходилось сильнее бить". И средневековые инквизиторы, да и жестокий король Филипп II могли бы позавидовать этому нелюдю. К сожалению, подобных примеров можно привести множество.

Конечно, существуют законы, в том числе и в нашей стране, которые предусматривают ответственность за жестокое отношение к животным. Но мне думается, что они слишком мягкие. Если уж когда-то судили "наших братьев меньших" по всей строгости, как людей, то почему бы теперь не судить людей за преступления, совершенные по отношению к животному, точно так же, как за преступления, совершенные по отношению к человеку? Вплоть до высшей меры...

Яков МОСКОВКИН |
Выбор читателей