В этом вряд ли кто сомневался, однако к финалу готовились. Накануне решительного "одобрямс" в Думу пожаловал сам вице-премьер Алексей Кудрин. Встречей с лидерами думских фракций "Единство", "Яблоко", КПРФ и Агропромышленной группы он остался доволен – не подведут. Не в смысле, что все – "за", а в смысле, что бюджет будет принят, несмотря ни на что. И главная заслуга в этом принадлежит, конечно, "Единству". Но ему, как говорится, сам Бог велел, а вот то, что "Яблоко" двумя руками поддержало правительство, это уже симптом. Впрочем, симптом исключительно для самого "Яблока", которое оказалось не в состоянии встать в привычную "третью позицию", видимо, окончательно растеряв былую оппозиционность. "Впервые бюджет был сделан с запасом и очень надежно. Даже снижение цен на нефть не повлекло серьезных последствий", – вяло прокомментировал решение своей фракции Сергей Иваненко.
А вот с левыми случилась накладка. По версии Кудрина, разговор получился не о бюджете, а о проблемах отраслей и просьбах отдельных депутатов. Раньше, когда принимались провальные бюджеты, сетовал вице-премьер, левые голосовали "за", а теперь, когда бюджет работает на экономический рост, поддерживать не хотят. По версии же Зюганова и Харитонова, левые, в отличие от правительства, были предельно конкретны и потому нелицеприятны. Им не понравилось не столько то, что бюджет будут резать почти на 69 млрд. рублей, сколько то, что отдуваться за это придется опять в основном "деревне", дорожному фонду и регионам.
Или еще забавный пример по школьному строительству, который левые "вставили" уже Касьянову, когда тот вещал с трибуны в финале бюджетного спектакля. По словам Зюганова, из 26 школ, на постройку которых выделяются деньги из бюджета, восемь планируется построить в Саратовской области, откуда родом Аяцков, Слиска и Володин. Комментарии, как говорится, излишни. Но премьер и тут "нашелся", в том смысле, что у нас, мол, демократия и кто больше поддерживает правительство, тот больше и получает.
И напрасно Николай Харитонов кричал, что за счет распределения бюджетных средств на государственном уровне совершается подкуп депутатов, что депутаты от "Единства" подкуплены все до единого. И зря Зюганов стал приставать к премьеру с вопросом, куда делись еще $640 млрд., если в 1991 году российский бюджет составлял $700 млрд., а в 2002 году – только $60 млрд. И уж совсем ни к чему Жириновский предложил увеличить доходы казны до $100 млрд. путем вступления в НАТО. Михаил Касьянов оставался невозмутим, а оскорбителя Харитонова попросту лишили слова до конца обсуждения.
Зато премьер сделал вполне обстоятельный доклад о финансово-экономической политике правительства на 2001-2002 годы. Собственно, нового он ничего не сказал: правительство ожидает рост ВВП в 2001 году на 5,5%, опережающими темпами растут обрабатывающие отрасли – пищевая, химическая, машиностроительная. Реальные доходы населения увеличатся на 6,5%, а оборот розничной торговли – на 10%. Бюджет нынешнего года перевыполнен – профицит составит 1,6% ВВП, или более 300 млрд. руб. дополнительных доходов. Все вроде бы хорошо, но проблемы сохраняются, и главная из них – отнюдь не падающие цены на нефть, а плохая структурная политика. Прямо так уж резко Касьянов, конечно, не сказал, но много говорил и о необходимости инвестиций, и о модернизации экономики, и о заниженных энерготарифах, которые не долго будут оставаться таковыми, и о грядущих сложностях, особенно для регионов, которым придется как-то самим выкручиваться с повышением зарплаты для своих бюджетников.
Конечно, цитируемый выше Александр Жуков погорячился: нефть была, есть и пока, к сожалению, будет главным источником благосостояния государства. А коли так, то с "бюджетом экономического роста" в этот раз не сложилось. И хорошо, если урезать придется только так называемые дополнительные доходы и всякие там прочие резервы, а финансирование ряда расходов бюджета на сумму порядка 69 млрд. руб. будет перенесено на более поздние сроки, как постановили депутаты, а не урезано вовсе.
И все же, несмотря на полное слияние интересов правительства и думского большинства, депутатам удалось сделать кое-что и для своих избирателей. Например, сохранить в неприкосновенности расходные статьи, особенно финансирование военной реформы и "социалки". Или принять поправку, ограничивающую бесконтрольное увеличение правительством тарифов на тепло и электроэнергию, в соответствии с которой кабинет обязан до 15 января 2002 года утвердить лимит увеличения тарифов на весь год и не превышать его без увеличения расходной части бюджета. Или вот еще – теперь, по настоянию депутатов, размер компенсации обесцененных в 1991 году вкладов граждан в Сбербанке и Госстрахе будет увеличен и получить их смогут все, кто родился до 1940 года включительно.
Бюджет принят. Теперь надо думать, как его исполнять, если экономическая конъюнктура будет и дальше ухудшаться. Сможет ли правительство сформировать в 2002 году бюджетный резерв из дополнительных доходов? В принципе, такая возможность у него есть, но только при двух условиях: если правительство не будет заранее делить шкуру неубитого медведя, как оно сделало в этот раз (то есть если гипотетические доходы не будут заранее указываться и делиться в доходной части бюджета), и если правительство наконец всерьез займется структурной политикой.