Правда, на разрешение главного разногласия – вопроса о НПРО – это дружелюбное "тыканье" никак не повлияло. Россия и США остались при своем: они – при горячем желании обезопасить себя от возможных ядерных террористов с помощью ракетного "зонтика", мы – при не меньшей целеустремленности сохранить любой ценой договор по ПРО от 1972 года.
Впрочем, есть и плюсы. Материализуется предложенная во время недавнего визита Путина в США инициатива Буша о сокращении ядерных наступательных вооружений. Тогда президент США выступил с инициативой уменьшить число боеголовок с 6 тыс. до 1700-2200, что в целом было одобрительно принято Москвой. Однако выступать с безоговорочной поддержкой мы не спешили, заявляя, что, дескать, все нужно подсчитать. Вот и вчера министр Иванов отметил, что окончательное число ядерных боезарядов будет определено не раньше лета следующего года – аккурат после намеченного на этот срок визита Джорджа Буша в Россию. Кроме того, так и осталось непонятным, как именно будут оформлять сокращения: по-джентельменски, полагаясь на слово друг друга и не придираясь к мелочам типа инспекции, экспертизы и т.п., или по старинке, с подписанием регламентирующих все заявленные процедуры документов. "Это может быть договор или что-нибудь еще", – не мудрствуя лукаво заявил вчера Пауэлл.
Хотя, как известно, капля камень точит. И российские, и американские дипломаты не раз намекали на возможность компромисса даже в таком принципиальном вопросе, каким является вопрос о стратегических ядерных вооружениях. Многократно возросшая интенсивность в переговорном процессе, наметившаяся в последние полгода, и особенно за три предыдущих месяца, дает возможность для маневра. Три вопроса – об отношении к терроризму, об интеграции России и НАТО и о сокращении ядерных вооружений (включая проблему НПРО) – вполне взаимоувязываемы. Именно потому, что Россия всецело поддержала США в их "ответном ударе", Москва больше не произносит грозных слов об адекватных или прочих "асимметричных" ответах на создание Штатами ядерного "зонтика". И именно потому, что с благословения России Америка получила возможность осуществлять часть своих военных операций с территории среднеазиатских государств, Вашингтон без прежних истерических инвектив той же Кандолизы Райз или Дональда Рамсфельда готов, по крайней мере на словах, рассматривать "конструктивные предложения" Москвы по сохранению противоракетного договора от 1972 года.
Не следует забывать, что быстро меняющаяся геополитическая ситуация в мире ставит перед Россией новые задачи, которые сегодня еще могут и не быть вписанными в официальную повестку дня. К примеру, какова будущая судьба американских воинских частей, расквартированных в Средней Азии? Точнее сказать, как долго они там будут находиться? Москве, понятное дело, этот вопрос не безразличен – американцы стоят даже не в т.н. "подбрюшье", а на самом что ни на есть брюхе, и от подозрений, что присосались они к нему надолго, Россию никто не освобождал. По всем раскладам, с "Талибаном" будет покончено в ближайший месяц-полтора: во всяком случае, необходимость в ковровых бомбометаниях точно отпадет, когда входы во все крупные пещеры будут основательно завалены. Между тем США на днях привлекли еще одну среднеазиатскую страну, Киргизию, в число государств, предоставляющих американской авиации свои базы. Такое обычно происходит, когда принимается решение о расширении военных операций. Но вряд ли Россия так же хладнокровно воспримет бомбежки Багдада самолетами, взлетевшими с аэродромов Узбекистана или Киргизии, как сейчас воспринимает налеты американской авиации на горный массив Тора-Бору. Прояснять ситуацию придется, скорее всего, уже в ближайшие месяцы. Моментом истины станет пленение или гибель Бен Ладена – тогда станет окончательно ясно, расходятся ли Россия и США только в вопросе о НПРО.