При всем при том Сергей Миронов регулярно предстает в образе человека, имеющего мнение, но с мнением этим не согласного. Выходит это у него не то чтобы изящно, но довольно лихо. Когда в День Конституции Владимир Путин решительно пресек все разговоры о внесении каких-либо изменений в Конституцию страны в смысле изменения срока президентских полномочий, Сергей Миронов, немало не смутившись, тут же заявил, что полностью разделяет позицию президента (при том, что двумя днями ранее говорил нечто противоположное). Совсем недавно спикер верхней палаты парламента вел речь о переезде в Санкт-Петербург нескольких особо значимых институтов федеральной власти, включая Государственную думу, как о деле вполне решенном и упирающемся чуть ли только в смету строительства в устье реки Смоленки на Васильевском острове парламентского комплекса. Вчера же, во время очередного посещения своего родного города, Сергей Миронов держал совсем иные речи: "Я против строительства в Санкт-Петербурге парламентского центра. Во-первых, нам надо понять, что он должен из себя представлять; во-вторых, такой центр все-таки должен располагаться в столице, то есть в Москве… Президент и Государственная дума должны работать вместе в столице нашей Родины – Москве".
Конечно, "случай" Миронова можно и нужно рассматривать лишь как наиболее яркий пример колебания "генеральной линии" тех выходцев из города на Неве, что подталкивают президента к тем или иным действиям. Миронов, каким бы политиком он ни оказался в дальнейшем, еще долго не будет мотором столь судьбоносных решений. В этой связи показательна позиция самого российского президента, расставившего, как кажется, все акценты в вопросе о смене столиц накануне Нового года в известном телевизионном диалоге с народом: "Конечно, (перенос столицы. – А.А.) не планируется. Я думаю, что это и не нужно для Петербурга. Вместе с тем есть, конечно, проблема содержания такого крупного города как Петербург. Ясно, что за счет собственных доходов в должном виде город содержать трудно… Дворцы, парки Петербурга принадлежат всему российскому народу. Поэтому, конечно, и помогать содержать такой город, его музеи, должна, конечно, Федерация". В этом абзаце два приоритета – во-первых, отсутствие стремления менять столицу, во-вторых, необходимость решать реальные проблемы второго по значимости (но не по историческому значению!) города страны. Эта вторая часть, несущая в себе скорее хозяйственную, чем политическую составляющую, в принципе должна была отрезвить излишне ретивых сторонников замены Москвы-реки на Неву.
С другой стороны, Путин не стал и излишне обескураживать таких своих сторонников как Миронов (как он сделал это в случае со сроками президентских полномочий). Он допустил возможность децентрализации, видимо неслучайно окрасив значение этого принципиального термина прилагательным "небольшая". Кроме того, президент России допустил "приближение тех или иных сфер" не к одному только Санкт-Петербургу, но и к другим городам страны (был упомянут Нижний Новгород). Позиция Путина привела к тому, что насыщенный всевозможными заявлениями тренд на "смену столиц" отощал до невразумительной пунктирной линии, небрежно брошенной от Москвы до Питера. Сразу же после Нового года Сергей Миронов попытался, руководствуясь уже заявленной позицией Путина, если не превратить эту линию в жирную "красную стрелу", то хотя бы сделать из этого пунктира нечто целое.
Так экономическая составляющая стала основной публичной мотивацией борьбы за "столичность" города на Неве. Как известно, Сергей Миронов в соавторстве (по его словам) с губернатором города Владимиром Яковлевым направил на юридическую проверку законопроект о передаче Санкт-Петербургу части столичных функций. Как можно судить из слов самого Миронова, в нем не идет речи о переводе в бывшую столицу Российской империи парламента или министерств. Речь идет исключительно о финансировании мероприятий или программ федерального уровня. Сегодня в Петербурге регулярно проходят встречи на высшем уровне, банковские конгрессы, работает Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ. Кроме того, на бюджет города взвалена, как выясняется, непосильная задача сохранения огромного культурного наследия, являющегося достоянием всей страны.
Как только законопроект пройдет правовую экспертизу, он будет отправлен на рассмотрение правительства, а уже оттуда – в Думу. По мнению Миронова, в случае принятия парламентом этого закона финансирование столичных функций города будет оговорено отдельной строкой бюджета 2003 года. Однако московские власти, предельно сдержанно комментирующие все, что связано с перераспределением столичных функций, не без ехидства спускают сторонников подобного рода "справедливости" с небес на землю. Так, председатель Мосгордумы Владимир Платонов предупреждает, что строка в бюджете может мало что значить для сохранения тех же культурных ценностей столичного города. "Москва получает примерно одну девятую или одну десятую часть того, что полагается ей за выполнение столичных функций", – говорит он, намекая, что Миронову со товарищи придется биться за виртуальный кусок пирога, который вроде и положен, да мимо рта все время проходит. Хотя те, кто в фаворе, наверняка рассчитывают на лучшую в этом смысле долю.