В нынешнем споре за правомочность телеэфира моралисты уступили место прагматикам. Евгений Киселев все последнее время тщательно обходил тему свободы слова – сказывался явный перебор, случившийся во времена баталий за НТВ. Оппоненты, явные и тайные, тоже предпочитают не канючить насчет "телевредительства", замкнувшись, как "Лукойл", на финансово-правовой стороне дела: мол, банкрот – и точка, вообще говорить не о чем. Слабые намеки со стороны ТВ6 связать все происходящее с политическим давлением на канал гасятся строго пропорциональными контрдоводами насчет "личной неприязни акционеров". Нельзя сказать, что последнее абсолютно надуманно: Березовский (держатель основного пакета акций телекомпании) и Федун (вице-президент "Лукойла") или Березовский и Алекперов (глава "Лукойла") действительно имеют свою историю взаимоотношений в нефтяном бизнесе. Да и на информационном поле еще до нынешнего ТВ6 случалось всякое: достаточно вспомнить случившийся несколько лет назад скандальный уход из "Известий" (контролируемых "Лукойлом") группы ведущих сотрудников во главе с главным редактором, нашедших пристанище в оперативно созданных Борисом Березовским "Новых Известиях". Однако не стоит и преувеличивать градус неприятия этих двух акционеров. Алекперов, один из самых осторожных и чистоплотных в отношении власти бизнесменов, вряд ли пошел бы на самостоятельную игру в споре вокруг ТВ6, не будучи уверен в молчаливой поддержке по крайней мере части окружения президента либо самого президента. К слову говоря, нынешняя ситуация уже во второй раз за последние несколько лет выставила крупнейшую нефтяную компанию в глазах общественности не в лучшем свете: имя "Лукойла" теперь склоняется в значениях "пособник", "клеврет", "мальчик на побегушках", что обидно для компании, серьезно работающей на бюджет страны. В то же время, недавние события в "Газпроме" показывают, что в вопросах о финансовых потоках для власти неприкасаемых нет: уж как Вяхирев старался насчет НТВ, а и за ним пришли, причем буквально (правда, пока как за свидетелем). И если завтра что случится в самом "Лукойле", в стране может и не найтись канала, пожелавшего бы (или взявшего бы на себя смелость) ретранслировать для зрителей точку зрения того же Федуна.
Впрочем, разговоры о таком будущем пока уступают место размышлениям о близких событиях, спрогнозировать которые много легче. Министр печати Михаил Лесин сделал все от него зависящее для того, чтобы, во-первых, продемонстрировать симпатии своего ведомства нынешней команде журналистов ТВ6, а во-вторых, намекнуть на оптимистический для последних исход событий в апреле, когда состоится конкурс по шестой кнопке. Лесин, вполне определенно поддерживающий команду Киселева, явно дает понять, что с устранением Березовского сверхзадача будет решена и впредь ничто не омрачит праздник демократии в дециметровом эфире ТВ6. Действительно, абстрагируясь от реплик насчет личной "мести" "Лукойла" Березовскому, желание видеть телеканал к следующим президентским выборам в руках, отличных от рук Гусинского ли, Березовского ли, не может не сопутствовать действиям той части президентского окружения, которая всякий раз предлагает Путину действовать радикально. Сегодня действовать так, как более полугода назад, нельзя: за это время в Кремле наметился серьезный раскол в правящей группе, конфликт команд, цепляющихся за все сопутствующие субъекты политики, вроде капитала или СМИ, как за инструмент борьбы друг с другом. Степень вовлечения ТВ6 в этот конфликт скрыта от посторонних глаз, и, возможно, Киселев без малейших усилий зачислил в ряды своих заступников в том числе и тех, кто 8-10 месяцев назад топил "старое" НТВ во главе с тем же Евгением Алексеевичем. Киселев, судя по последним событиям, пока не собирается хлопать дверью, отдавшись ресторанному бизнесу. Напротив, учрежденное вчера на собрании коллектива телекомпании ООО "ТВ-6" поставило его гендиректором уже новой компании.
Надо думать, что, встав на этот путь, руководство нового канала уверено по крайней мере в двух вещах: во-первых, в достаточной лояльности к этой инициативе со стороны Минпечати, а стало быть, части президентской администрации; во-вторых, в наличии необходимых средств на содержание дорогостоящего канала. О первом условии уже отчасти говорилось: Михаил Лесин был более чем красноречив в обнаружении своих пристрастий. Глава Минпечати справедливо полагает, что профессиональней команды Киселева сыскать сложно, а значит, конкурс – за ней. Это не означает, что нынешним журналистам не стоит и волноваться: всегда есть шанс, что из бутыли выскочит какой-нибудь джинн вроде Александра Любимова, в разное время претендовавшего и на третью кнопку, и на четвертую. В конце концов, профессионализм просто покупается, а через "уникальность коллектива" в случае с НТВ в свое время просто перешагнули. Опыт показывает, что лучше всего через это перешагивается в ночное или предрассветное время.
Вопрос финансирования более сложен, потому как менее ясен. Риторический возглас "Где деньги, Зин?" усугубляется видимым отсутствием пресловутой Зины. Можно предположить, что те, кому положено, будут внимательно следить за руками фокусника Березовского, любящего преподносить сюрпризы через аффилированные компании, "независимо" от него скупающие СМИ. Вопрос, чем будет питаться созданное юрлицо, может быть решен разными путями. В самом ТВ6 "Yтру" заявили, что продажа рекламы вполне может покрыть расходы, жизненно необходимые для непрерывного выхода в эфир телепрограмм. За вычетом Березовского, этот вариант для самих журналистов наиболее приемлем. Однако в подобное финансовое геройство сторонние аналитики не верят. Скорее всего, поддержка придет со стороны иностранных инвесторов, возможно даже тех, с кем в свое время так или иначе договаривались насчет НТВ.