Страна мечты Роберта Планта

Читать в полной версии →
В середине ноября Роберт Плант выступит в России. В его последнем альбоме "Dreamland" много психоделии ранних 70-х, псевдоэтники и блюза; впрочем, в Москве без классики LZ тоже не обойдется

Robert Plant – "Dreamland" (2002)

На последнем альбоме Роберта Планта авторство целых восьми треков принадлежит не ему, то есть формально это альбом каверов. Но, во-первых, оригинальные версии этих песен сегодня мало уже кто помнит, игрались они достаточно давно, а главное, в авторизованных интерпретациях Роберта и его группы Priory Of Brion (сегодня – Strange Sensation) все эти песни фактически получили второе рождение. И никакой это не Led Zeppelin, хотя голос Планта продолжает взывать к обратному. На мой взгляд, лучший трек-открывалку, чем "Funny In My Mind (Believe I’m Fixing to Die)", для данной пластинки трудно было подобрать: игривые "винтовые лесенки" на аккордеоне и рожке с самого начала настраивают слушателя на несерьезный лад, дабы народ сразу проникся, что реинкарнация LZ очередной раз откладывается. Позже врубаешься – да ведь это же рок-н-ролл, только умело законспирированный, веселенький – в соответствии с названием; запоздалая гитара, пропущенная через половину известных "примочек" одновременно, внушает мысль, что за видимой простотой еще много чего может обнаружиться и позднее. Подобно коллеге Джонсу, Плант также решил всерьез заняться разработкой "прогрессива", но путь для этого избрал другой – через ренессанс психоделии конца 60-х с вкраплениями фрагментов различных "этник", и в этом ракурсе подбор базисного репертуара видится вполне логичным... Взять хотя бы "Morning Dew" – несмотря на "утреннее" название, она вышла расслабленной и гипнотизирующей, в духе очень ранней "флойдовской" классики типа "Julia Dream" или "Careful With That Exe, Eugene": тоненькая нежная флейта на фоне монотонного шелеста струнных – частокол сосулек, капель в яркий мартовский день. Гипнозом пронизана и следующая вещь – "One More Cup of Coffee", с настоящими бонгами и "восточной" гитарой: турецкая чайхана и длиннобородый акын, жизнерадостно бренчащий на дутаре; ну да Цеппелины издавна с интересом посматривали на Восток – взять хотя бы хрестоматийный "Kashmir". Присутствуют и несколько спокойных баллад (точнее, вокально-инструментальных композиций); одна из них – "Song to the Siren" – почти титровый саундтрек к семейной мелодраме: закат солнца, огромный корабль и долгий "поцелуй в диафрагму"...
Несколько номеров включены в пластинку явно с целью восстановить душевное равновесие всех поклонников LZ. Печальный англо-американский электрический блюз "Darkness, Darkness": джаз-роковое гудение электророяля и хмурая гитара, ворчащая что-то себе под нос в левой колонке... седовласым хиппанам в приступе ностальгии предписывается немного порыдать под эту гитарную кашу, а Плант в довершение картины срывается еще на характерный речитатив "Come on, come on, come on!..". Он хорошо знает свои сегодняшние возможности, поэтому отдельные слова и фразы предпочитает проговаривать полушепотом... Самая "тяжелая" вещь альбома "Red Dress" – slide-гитара имени Криса Ри, визжащая губная гармоника, гулко бухающие барабаны – подарок от призрака графа Цеппелина всем, кто все еще с надеждой оглядывается назад... В целом же пластинка далека от канонов тяжелого блюза LZ, представляя собой гремучую смесь архаического харда, симфонических звуков, этнических инструментов и клубного acid-jazz, в различных пропорциях смешанных с подсевшим от времени цеппелиновским вокалом. Впрочем, узнаваемость голоса все время играет против адекватного восприятия пластинки (хотя бы при первых прогонах) – всё кажется, Плант сейчас обернется к музыкантам, скажет: "Ребята, а как насчет вот еще такого кавера?" – и затянет "There’s a Lady who’s Sure all that Glitters is Gold" – ох, да это ж было тридцать лет назад!
(****) Концерт Роберта Планта пройдет 14 ноября в СК "Олимпийский". Понятно, что без классики Led Zeppelin там тоже не обойдется.


Joe Lynn Turner – "Rescue You" (1985)

После скоропостижной пурпурной трансформации Rainbow в 84-м оставшийся за бортом Джо-Линн оперативно сколотил персональный состав (в него вошел и "радужный" барабанщик Chuck Burgi), с твердым намерением продолжать процесс дутья в известную дуду. Результат – сорок минут слащавых подделок под "Straight Between The Eyes" (сам по себе достаточно карамельный); естественно, при практическом отсутствии ведущей гитары и "волново-дюрановскими" клавишами... Однако голос Тернера в 85-м был еще свеж – вопит он здесь во все легкие, понимая, что одного лишь доброго имени на обложке все же маловато будет. Он несколько раз одаривает слушателей короткими вокальными пассажами, еще не превратившимися в кальки с самого себя, но... этим все достоинства диска и ограничиваются. Настоящим "темно-лиловым" меломанам этот альбом, очевидно, малоинтересен, а для любителей американизированного Rainbow’81/82 остается только перечислить наиболее удачные приближения к эталону: номер первый "Losing You", полубалладная "Endlessly", чуть тяжелее других "On The Run" (как раз здесь эпизодически на передний план прорывается гитара) и заглавная "Rescue You". Прочие треки гораздо больше напоминают какой-нибудь насквозь коммерческий Foreigner образца "Inside Information" (’87), даже плотные барабаны Чака Берджи бессильны изменить к лучшему эту грустную картину...
(**)

Выбор читателей