КНДР готова к войне. В буквальном смысле

Читать в полной версии →
США в пылу антитеррористического мессианства предпочли кропотливой работе по приручению Северной Кореи записать ее в составляющую "оси зла". И без того нищий Пхеньян счел себя оскорбленным

Не проходит и дня, чтобы представители Северной Кореи не доказывали остальному миру, как тот ошибается, полагая, что для этого государства настали новые времена. Надежда на повышение международного реноме Пхеньяна улетучивается с каждым днем: Северная Корея прямо и косвенно, подчас противореча собственным заявлениям, являет миру решимость и впредь противостоять международному империализму вообще и американскому в частности, в том числе и шантажируя его, империализм, угрозой ядерной эскалации.

Вчера "горячими точками" дипломатических баталий стали Москва и Сеул. В столице России давал пресс-конференцию посол Северной Кореи Пак Ы Чун, в Южной Корее – помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Джеймс Келли. Американский чиновник был в своих высказываниях менее категоричен, чем предполагали многие; корейский – более резок, чем ожидалось. В то время как Келли дал понять, что США готовы договариваться с Северной Кореей, в том числе и по энергетическим проблемам, Пак Ы Чун заявил, что введение любых санкций против Пхеньяна "было бы воспринято в КНДР как объявление войны". "Это нужно понимать в буквальном смысле слова", – добавил северокорейский дипломат.

Надо сказать, что поведение Северной Кореи, заявившей о решимости отмежеваться от Договора о нераспространении ядерного оружия и вновь заняться ядерными технологиями, стало паршивым новогодним сюрпризом не только для США, но и для России. Судя по тому, какие усилия сейчас предпринимает российский МИД для возращения ситуации к status quo, Москву явно тревожит грозящая геополитическими осложнениями обстановка в Юго-Восточной Азии. Визиты бронепоезда Ким Чер Ира в Россию и предметные консультации российских дипломатов со своими сеульскими коллегами позволяли надеяться, что в обозримом будущем воссоединенная Корея не потеряет стратегической и экономической привлекательности для нашей страны. Явное оживление внутрикорейского диалога, пока еще робкие, но внушающие оптимизм контакты Пхеньяна не только со своими соседями по региону, но и с Соединенными Штатами сигнализировали миру о близком падении одной из последних "берлинских стен".

Собственно, все было испорчено самими США, которые в пылу антитеррористического мессианства предпочли кропотливой работе по приручению Северной Кореи записать ее в составляющую "оси зла". И без того нищий Пхеньян, которому в свое время Западом была обещана помощь в энергоснабжении страны в обмен на отказ от развития опасных ядерных программ, счел себя не просто обманутым – оскорбленным. В отличие от Ирака, пропитанного нефтью, КНДР и ее населению терять действительно нечего – это одна из самых бедных стран в мире. Мы пока не знаем, почему именно сейчас Пхеньян решил сыграть ва-банк, прибегнув к крайнему средству – шантажу. Возможно, говорят одни, коммунистические лидеры КНДР пытаются такими пропагандистскими шагами рассеять возникшую было у их соседей и кое у кого внутри самой страны иллюзию ослабления правящей партии, стоящей на пороге "нового курса". Вероятно, говорят другие, упорство, с которым США организовывают войну в Ираке, дало повод думать, что рано или поздно Вашингтон переключится на другие страны "оси зла". В этом случае смысл упреждающего удара, вроде декларации о намерении наладить свою собственную ядерную контору, заключается в выбранном моменте: США сейчас не с руки в присущей им жесткой манере решать вопросы на двух, а то и более фронтах. И потому, полагают в Пхеньяне, Вашингтон скорее будет договариваться, чем конфликтовать.

Вчерашние высказывания Келли, казалось бы, это подтверждают. Во всяком случае, в администрации Джорджа Буша явно не существует единого мнения, какой именно политический стиль стоит исповедовать в отношении Пхеньяна на данный момент (накануне представитель Белого дома Ари Флейчер опроверг готовность США помочь Пхеньяну в вопросе об энергетическом обеспечении). У Москвы же другая головная боль: если Пхеньян промахнется, а США не сегодня, когда на повестке дня Ирак, так завтра возьмет его "в оборот", Россия потеряет в Юго-Восточной Азии потенциального партнера, удобную опору для проведения в регионе активной политики. Надо ли говорить, что Франция, также исторически имеющая здесь свои интересы, тоже не заинтересована в усилении присутствия США. Потому Париж и Москва предлагают т.н. "пакетное решение" проблемы. Оно предусматривает обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова, предоставление гарантий безопасности КНДР и возобновление гуманитарных и экономических программ, которые действовали на Корейском полуострове до последнего времени.

Александр АГАМОВ |
Выбор читателей