Кстати, другая крайность в оценке прелестей горнолыжного спорта появилась немного раньше Путина – вместе со стремительным развитием сноубординга. Молодежь активно бросилась осваивать более доступные по технике катания "доски" и двинула в массы слоган: "На лыжах уже неинтересно. Все на сноуборд!".
Хочется развеять и этот миф. Сноуборд проще освоить, и, в принципе, уже к концу сезона вы можете вовсю рассекать по трассам средней сложности. Горные лыжи требуют более трепетного к себе отношения. В течение нескольких лет вы не избавитесь от ощущения "чайниковости" (если только вы не гений спорта), но потом они станут естественным продолжением вашего тела (чего никогда не случится с доской, в силу неестественности расположения ног на ней) и воздадут за все падения и страхи периода обучения.
Кроме того, чаша весов "горные лыжи или сноуборд" откровенно склоняется в сторону лыж для тех, кому не улыбается перспектива постоянно сидеть на холодном снегу. Уж что-что, а стоять на лыжах любой "чайник" сможет сразу.
С чего начать
Если вы твердо знаете, что вас привлекают только лыжи, на первых порах особенно думать не стоит. Надо на них вставать. Разумеется, под чьим-то руководством. В свое время масса моих друзей обучилась кататься исключительно методом собственного опыта проб и ошибок. Но не могу сказать, чтобы кто-то из них катался хорошо. Нет, они прекрасно держатся на лыжах, однако с техникой у них не все в порядке. Дело в том, что в самом начале обучения закладываются основные навыки технически правильного катания, и здесь очень важно наличие грамотного инструктора.
Можно договориться о бесплатном "надзоре" со стороны уже катающихся друзей – надо искать тех, кто чувствует себя на лыжах свободно и при этом согласится все время возиться с "чайником". Таких немного, но, отыскав подобного альтруиста, вы при должном прилежании скоро сможете аккуратно поворачивать на склоне.
Разумеется, такое "самостоятельное" плавание возможно при условии, что у вас уже есть необходимое снаряжение. Стоит ли покупать свои лыжи до начала обучения – вопрос спорный (продать их потом будет намного труднее). Если есть возможность взять лыжи у кого-то из знакомых – возьмите попробовать, лишним не будет. Но их снаряжение может оказаться неудобным для вас и не соответствующим требованиям начального периода катания. Поэтому самое простое, что можно порекомендовать, это профессиональный прокат и профессиональных инструкторов на специально подготовленных склонах. Инструкторы и работники проката помогут подобрать лыжи, соответствующие вашим запросам. Единого правила подбора снаряжения, к сожалению, не существует. Моделей лыж – масса, все они так или иначе подходят для катания (не ехать вниз по склону лыжа не может по определению). Обращайтесь к тем, кто постоянно работает с начинающими, – они представляют себе те трудности, с которыми вы столкнетесь на склоне. Прокат лыж стоит от 300 рублей (полный комплект) в день до примерно 300 рублей в час.
Тут-то и сказывается мода на горные лыжи – теперь этот вид спорта очень дорог, потому что популярен. Лет двадцать назад люди собирались компаниями, выбирали подходящий склон, ставили доморощенный бугельный подъемник, который постоянно слетал с направляющих роликов, наслаждались бесплатным катанием и учились как подсказывала интуиция. Зато теперь за деньги вы можете получить удобный подъем в кресле, классные лыжи и инструктора, готового ради вас почти на все (в пределах оплаченного времени).
Где начать
На Воробьевых горах, где, по преданиям, начинались горные лыжи в Советском Союзе, до сих пор поддерживается этакая "старая" атмосфера прежних горнолыжных спортивных клубов. Там очень не любят сноубордистов и не пускают их на подъемник, что по-своему приятно. Подъемник представляет собой движущийся трос, за который нужно зацепиться специальной конструкцией из стального крючка, веревки (или брезентового ремня) и палки для сидения. Это – бугель в его первозданном, так сказать, виде.
Лирическое отступление: вообще бугелем называется подъемник, "волокущий" лыжника по склону вверх. Ноги при этом двигаются по земле. В Москве можно встретить три разновидности бугеля. Две из них – закрепленный на тросу бугель, который вытягивается, когда на него "садятся", и втягивается, возвращаясь обратно. "Швабра" – бугель в виде перевернутой буквы Т, на нем удобней ехать вдвоем, по человеку на каждое "плечо". Название отражает внешний вид старых бугелей, где перекладина для сиденья была деревянной и прямой, напоминая швабру (помните советские деревянные швабры, которыми уборщицы мыли коридоры учреждений?). Нынешние подъемники скорее напоминают якорь, и теперь название "швабра" постепенно переходит к другим бугелям – представляющим собой большую алюминиевую палку с тарелкой на конце. Вы садитесь, засовывая ее между ног. Этот вид подъемника – только для одного человека. На Воробьевых же горах – самая простая конструкция, когда вы возите бугель с собой, доставая его на время подъема. Деревянная палка для сидения – между ног, крючок накидывается на трос, защемляя его, – и поехали.
Кстати, самое страшное в бугельном подъеме – начать движение. Вы никуда не двигаетесь, и вдруг какая-то сила пытается сдвинуть все ваши сколько ни есть килограммов. Дергает с разной силой, в зависимости от подъемника. Но, в любом случае, до момента рывка проходит некоторое время (от 2-3 до примерно 30 секунд), и удержаться будет проще, если вы начнете двигаться вперед самостоятельно, отталкиваясь лыжами.
Стоимость часа катания на берегу Москвы-реки – 30 рублей со своим бугелем, 40 – с прокатом бугеля. Наверное, это самое демократичное горнолыжное место в Москве. Тихо, народу мало, особенно в будни. Одна беда – за склоном почти не следят. Льда, в общем, нет, но снег бывает вытерт до земли. Кстати, с этого года там работает искусственно сделанный склон и двухкресельный подъемник (30 рублей подъем). Но на моей памяти там никто не катался. Искусственный склон узок и неудобен, а платить 30 рублей за катание на подъемнике – удовольствие сомнительное. Думаю, что новый подъемник выполняет скорее функции обозревательные.
Самое рекламируемое место катания в Москве – склон в Крылатском, рядом с Рублевским шоссе. Но, с моей точки зрения, кататься в Крылатском – хуже нет. Хорошие инструкторы, хороший прокат и местечко, где можно потренироваться на самых первых порах обучения (пока ходишь по склону "пешком"), – только это здесь и хорошо. На основных склонах (три с половиной штуки, два подъемника) трасса выскребается сноубордистами и лыжниками до голого льда. В частности, мои потрепанные канты Крылатского не выдерживают ни при каком раскладе. Зато можно посмотреть на пируэты мастеров-инструкторов, обкатывающих очередную новинку в снаряжении.
Подъемник в Крылатском – уникален. Я, по крайней мере, такого нигде не видела. Подниматься следует на руках, держась за бугель "шваберного" типа, но меньшего размера. У женщин быстро устают руки. Кроме того, очень резкий рывок не позволяет подниматься начинающим. Скорость подъема – большая, что, впрочем, не спасает от очередей. Оплата – 10 рублей за каждый подъем – наихудший вариант потратить деньги. Проще пойти пить пиво в павильончике под горой.
Лучшее место в Москве – "Кант" (метро "Нагорная"). Хозяева зовут его "Московскими Альпами". Альпы не Альпы, но здесь атмосфера ближе всего к настоящему горнолыжному курорту, если не считать некоторую мелочность держателей при оплате подъемника. Есть, кажется, всё: прокат, продажа снаряжения и одежды, комиссионка, где можно подобрать б/у лыжи подешевле, горнолыжная школа и т.д. К сожалению, не самые хорошие склоны для начинающих – слишком круто. Но, что немаловажно, почти всегда на склонах снег, а не лед. Плюс есть детская школа и учебные трассы для маленьких. Подъемник – тарелочные "палки", двигается медленно, довольно удобен для обучения правилам подъема на гору. Говорят, когда много народу, скорость увеличивают. Стоимость подъема – 10 рублей для взрослого, 7 рублей – для ребенка, иногда также берут по часам. Плюс залог за карточку (ски-пасс) – 100 рублей (возвращается).
Впрочем, учиться катанию в Москве неприятно по определению. Если у вас есть деньги – поезжайте в подмосковные местечки. Их много, особенно в районе Яхромы (станции "Турист", "Яхрома" от Савеловского вокзала). Говорят, построили нечто в Новопеределкино, но проверенной информации о нем у меня нет. Самые популярные подмосковные курорты (думаю, их можно так именовать) – это Волен и Сорочаны. Инфраструктура там на порядок лучше московской, отличный прокат, инструкторы, склоны длиннее и разнообразнее, есть где переночевать, перекусить, подъемники современные и стабильно работающие, а самое главное – снежные пушки на склонах начинают работать сразу после того, как температура воздуха "переваливает" нуль. То есть там снег есть зачастую даже в ноябре и в марте, когда московские склоны стоят голые. И, конечно же, дышится в Подмосковье свободней.
Если наскучит в Сорочанах, езжайте в Волен. Это приятное место, вполне оправдывающее название "Подмосковные Альпы". Склоны почти естественные, а потому намного интересней сорочанских. Есть пологие склоны для начинающих, есть крутые места для камикадзе ("чайник", считающий себя "асом"). Подъемники – "якоря" и "швабры". Платят в Волене за каждый подъем 15 рублей в будни и 25 – в праздники и выходные, но подъемы оплачиваются по десять (150 и 250 рублей), плюс 100 рублей за ски-пасс. Кататься можно и по вечерам – до полуночи в будни, до 2 ночи в пятницу и выходные подъемники работают при искусственном освещении. Удобно ездить сюда по пятницам, когда цены еще будничные, а время работы – как в выходные. Весь путь по Дмитровскому шоссе к Волену отмечен указателями вроде "Вы на правильном пути", так что при первой поездке туда сбиться трудно.
Как начать
Надеваете лыжи, берете инструктора и выходите на склон. И да поможет вам Мать-Природа!