Глазьев и Рогозин решили не спешить с разводом

Читать в полной версии →
Вчера блок "Родина", несшийся к своей бесславной гибели, завис на краю пропасти, покачнулся и... устоял. Рогозин и Глазьев с лицами заклятых соратников по партстроительству объявили о "компромиссе назло врагам"




Вчера блок "Родина", три дня кряду несшийся к своей бесславной гибели, за час до боя кремлевских курантов завис на краю пропасти, покачнулся и... устоял. Сопредседатели Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев с лицами заклятых соратников по партстроительству объявили о "компромиссе назло врагам". Суть "компромисса", над которым работал припозднившийся в понедельник высший совет "Родины", свелась к тому, что теперь лидеры блока, вместе и порознь, постараются воздерживаться от комментариев прессе на предмет здоровья их организации. Кроме того, высший совет постановил не втягивать в возникший раздрай думскую фракцию во избежание ее раскола. Специально созданная комиссия из 5 человек займется вопросами приведения уже двух "Родин" – той, что блок, и той, что общественно-политическая организация – к некоему единому знаменателю, коим должна стать партия все с тем же названием. И, наконец, самое последнее: поскольку факт самовыдвижения Сергея Глазьева кандидатом в президенты по итогам высшего совета никем не комментировался, по этому вопросу, видимо, не было достигнуто вообще никакого компромисса. Хотя бы даже показного.

Бравурные речи обоих лидеров на исходе вчерашнего вечера нельзя охарактеризовать иначе как растерянность перед лицом зримой катастрофы. Спор о самовыдвижении Глазьева, учреждение последним в отсутствие коллеги Рогозина клона "Родины" в формате общественно-политического движения, жесткие речи Рогозина в адрес "зарвавшегося" Глазьева, в глаза которого Дмитрий Олегович стремился заглянуть аж с самой субботы – все это говорило о конце самого громкого политического проекта прошлого года. В этом смысле неуверенная риторика о "компромиссе" – сродни "обнадеживающему" симптому потения больного перед смертью. Совершенно ясно, что два амбициозных политика не смогли договориться по самому принципиальному вопросу – кто будет рулить будущей партией. Рогозин, взявший на себя ответственность определять, кому больше сегодня доверяет электорат "Родины" – Путину или Глазьеву, совершенно справедливо расценил кандидатство Сергея Юрьевича и его партийный оппортунизм как уход в отрыв. В свою очередь, Глазьев, которому не без оснований прочат серьезные президентские амбиции уже на 2008 год, понимает, что "Родина" должна стать твердой опорой для этих его амбиций. А прокремлевский Рогозин, хоть и славный малый, но конструкцию эту может ослабить, а случись что – и завалить.

Драматизм ситуации даже не в развале блока "Родина", а в неминуемом расколе одноименной думской фракции, коей руководит именно Сергей Глазьев. Еще вчера, до вечернего заседания высшего совета, один из единомышленников Рогозина Сергей Бабурин не исключил снятия Глазьева с этого поста. В свою очередь, член фракции "Родина" Сергей Глотов тогда же заявил о намерении поставить вопрос об исключении Рогозина из рядов фракции. Наскоро, вроде "Родины", сколоченные движения имеют несовершенную генетику и склонны распадаться на атомы практически мгновенно. Однако такого конца не хотят ни Рогозин, ни Глазьев. Оба они честолюбцы и впервые в своей политической карьере приобрели нечто большее, чем репутация прожженных политиков – они получили признание электората, которое сейчас рискуют утратить. Возможно, безвозвратно.

Именно это обстоятельство диктует им необходимость сквозь зубы цедить слова примирения в присутствии телекамер. Говоря о компромиссе, каждый из них уповает на удобный именно для него сценарий. Что нужно Глазьеву, уже понятно – подверстать к 2008 году существующий потенциал "Родины" под собственные президентские амбиции. У Рогозина задача не столь простая. Сергей Юрьевич недаром заявил о том, что Дмитрий Олегович действует в соответствии со "взятыми на себя обязательствами". Рогозин и впрямь человек администрации президента и, по сути, должен делать то, что ему там рекомендуют. Если амбиции Глазьева в Кремле сочтут неуместными, Рогозин разорвет "Родину" не на две, а на множество "родинок", которые его коллега по блоку еще долго не соберет. Однако громкая победа на думских выборах придала и самому Дмитрию Рогозину имидж политика российского масштаба. Имидж, который подпирает опять-таки блок "Родина". Это – кое-чего стоит. Например, того, чтобы выйти из-под полного контроля Кремля, сыграть в свою игру. В последнем случае Рогозину без Глазьеву не обойтись. Так что если блок устоит, а Глазьев пойдет в президенты при поддержке активистов "Родины" – значит кремлевская многоходовка успехом не увенчалась.

Но так не бывает.

Александр КРАЙЧЕК |
Выбор читателей