Землю опустошит не ядерная война, а мирный Китай

Читать в полной версии →
Уже подсчитано, к какому году растущее население Поднебесной съест все яйца в мире, выпьет все пиво и выловит всю рыбу в океане. Теперь выясняют, когда китайские автомобили сожрут всю нефть...




Китай создает миру все новые и новые проблемы. Как на дрожжах растет экспорт из КНР, и постепенно на всех предметах, которые нас окружают, появляется одинаковая надпись "Made in China". Вся Восточная Азия превращается в подсобную мастерскую китайской экономики. При этом юань крепко держится за доллар и никакие перипетии финансовой стихии ему не страшны. Китайцы распространяются и укореняются по всему миру, но и у себя на родине растут числом, требуя от правительства ежегодно создавать 10 млн рабочих мест. И даже подсчитано, к какому году растущее население Поднебесной съест все яйца в мире, выпьет все пиво и выловит всю рыбу в океане...

Теперь у Запада появилась еще одна головная боль: растущее потребление Китаем мировых энергоресурсов. Если пива еще как-то можно сварить побольше, то вот сильно увеличить добычу нефти – вряд ли. А запросы у китайского дракона по этой части, надо сказать, нешуточные – сожжет все и никому ни капли не оставит! Расклад на сегодня таков: после того, как в 2002 г. импорт нефти КНР увеличился на 15%, а в 2003 – на 31%, достигнув 91 млн т, Китай вышел на второе место в мире по уровню потребления "черного золота". На его долю пришлось 35% израсходованной в мире нефти – впереди только США, до которых Китаю пока далеко. При этом КНР является пятым по значимости производителем нефти в мире (2,8 млн баррелей в день). Однако уже целых 10 лет он не экспортирует ее, а выступает нетто-импортером топлива. Ведь китайская экономика растет просто ошеломительными темпами (в прошлом году – на 9,1%); вместе с ней растет и благосостояние китайцев, у них появляется все больше автомобилей. А это – дополнительные потребности в топливе. По некоторым оценкам, к 2010 г. КНР будет закупать за рубежом порядка 200 млн т нефти в год.

Ситуация осложняется тем, что собственных запасов нефти у Китая немного: всего 3% от мировых. Причем разведанные уже находятся на грани истощения, а новые не оправдывают возлагаемых надежд. Так, например, месторождение в бассейне Тарим в провинции Синьцзян Пекин в свое время оценивал в 300 млн тонн и даже провозгласил новым Кувейтом. Однако западные нефтяные компании, допущенные к разработке нескольких участков бассейна, нашли там ровно в десять раз меньше... И еще зыбучие пески. Похожая история получилась с месторождениями нефти на шельфе Южно-Китайского моря, которые тоже не оправдали радужных надежд. Вместе с тем, Китай, как и положено уважающей себя сверхдержаве, хочет "заныкать" собственные запасы энергоносителей, пусть они и невелики. Пока нефть есть у других, лучше использовать ее, а уж своей распорядиться позже.

Таким образом, Поднебесная полным ходом включается в мировую борьбу за доступ к энергоресурсам. Причем, с учетом масштаба своих потребностей, она вынуждена опираться сразу на нескольких поставщиков, и чем их будет больше – тем лучше. Сейчас больше половины импортируемой нефти поступает с Ближнего Востока (из Йемена, Омана, Саудовской Аравии и Ирана). Однако там стало неспокойно, да и другие источники намечаются. В общем, в Пекине тоже озаботились ставшей столь модной проблемой "диверсификации источников энергоснабжения". Неудивительно, что Китай отдает предпочтение своим ближайшим соседям – России и странам Средней Азии. В последние годы китайские компании активно включились в борьбу за доступ к каспийской нефти, инвестируют в нефтяные месторождения Казахстана. Естественно, будут и трубы. Летом этого года, по словам президента "КазМунайГаза" Узакбая Карабалина, Казахстан и Китай собираются начать строительство нефтепровода, который соединит западные регионы двух стран. По этой трубе в перспективе предполагается гнать не только казахскую, но и российскую нефть из Сибири, для чего Казахстан и РФ планируют задействовать мощности нефтепровода Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу и достроить от него линию в сторону КНР. В то же время крупный российско-китайский проект (труба Ангарск – Дацин) подвис из-за конкуренции с направлением на Находку, который лоббирует Япония. Заминка вполне объяснимая: в России побаиваются прокладывать нефтяную трубу прямо в пасть дракона – уж лучше к океану.

Впрочем, ближайшими соседями Китай все равно не ограничится – их нефтяных возможностей ему просто не хватит. Поэтому Пекин реализует широкомасштабную программу получения доступа к месторождениям нефти и газа по всему миру. Общая сумма заключенных или прорабатываемых контрактов на добычу и переработку нефти за рубежом уже превысила $20 миллиардов. В списке поставщиков значатся Венесуэла, Ирак, Иран, Индия, Индонезия, практически все нефте- и газоносные республики СНГ, некоторые страны Африки. Последнее время именно Черному континенту Пекин уделяет особое внимание в контексте поиска поставщиков "черного золота". Сначала были попытки наладить связи с Суданом. Затем в 2002 г. был подписан крупный контракт с Ливией. В настоящее время главным африканским нефтяным партнером Китая может стать Алжир – в июле прошлого года Китайская национальная нефтяная компания PetroChina инвестировала $350 млн в алжирские нефтеперерабатывающие заводы. А в конце января состоялось турне по Африке Ху Цзиньтао, в ходе которого китайский лидер заручился новыми нефтяными договоренностями, в частности, с Египтом и Габоном, Лигой арабских государств.

Правда, в Африке интересы КНР очень скоро столкнутся с американскими, и, как полагают западные аналитики, соревнование обещает быть жестким. Китай уже пустил в ход некоторые козыри – например, накануне визита Ху Цзиньтао Пекин (в очередной раз) списал часть задолженности 31 африканской страны Китаю на сумму в $1,3 миллиарда. Что ж, и дракон бывает великодушен... Особенно когда ему нужно горючее.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей