Фото:kultura-portal.ru |
Любители живописи со стажем помнят, как стены этого замечательного здания огибала огромная очередь во время первой выставки Ильи Глазунова в конце 70-х. Впоследствии таких выставок самого одиозного русского художника было аж шесть, и, надо признаться, историческое здание, лежащее теперь в руинах, не видело большего наплыва посетителей, чем во время глазуновских вернисажей.
Тем не менее, выставочный зал в Манеже все годы своего существования в этом качестве "нес культуру в массы". Впервые это стало очевидным в те достопамятные времена, когда тов. Хрущев, посетив в декабре 1962 года Манеж и глянув на экзерсисы Эрнста Неизвестного со товарищи, назвал будущих знаменитых художников-нонкорформистов "пидарасами". С того дня в стране началось гонение на все западное, и экспозиция надолго превратилась в подобие павильона ВДНХ в живописи.
Вплоть до середины 70-х в Манеже смотреть было нечего. Но поздняя брежневская пора, эпоха "социализма с человеческим лицом" привела в эти стены не только скандального на тот момент Глазунова, а и многих неплохих советских мастеров, особенно из "братских республик", впоследствии составивших славу своих национальных культур.
Стало обычным проводить в Манеже эдакий смотр достижений художников разных направлений, от живописи до скульптуры и изделий народных промыслов. Вместе с тем, Манеж был полигоном и испытанием на лояльность власти к данному виду творчества, представленному художнику и т.п. Пробиться в самый крупный зал страны стало делом славы, делом доблести и геройства для любого деятеля искусства. Выставка в этих стенах означала практически то же самое, что прокат по телевидению снятого для широкого экрана кинофильма, то есть присвоение высшей категории качества, печать каталога и занесение твоего имени на скрижали советского искусства.
Однако к началу 80-х все неформальное (читай – интересное) искусство перекочевало в маленькие павильоны выставочного зала на Малой Грузинской, оставив картинам Налбандяна и компании лишь воспоминания о змейках очередей. Манеж превратился в монстра, пугающего невзначай забредшего гостя столицы огромными гипсовыми монстрами – бюстами Ильича и рабочих с их колхозницами.
Настоящее возрождение, если не сказать перерождение, этот павильон испытал уже в годы постперестроечного "угара демократии". Чего там только не выставляли – от ежегодных ярмарок меда до одежды секон-хэнд. Лишь в 1996 году была организована Московская международная художественная ярмарка "Арт-Манеж", которая с тех пор проводится ежегодно, оставаясь самым крупным событием такого рода на постсоветском пространстве.
За прошедшие годы в ярмарке приняли участие более 130 российских и зарубежных галерей, представляющих широкий спектр направлений в искусстве ХХ века. У ярмарки сложился круг постоянных участников, ежегодно увеличивалось число посетителей, из года в год "Арт-Манеж" становился все более удобным местом для профессиональных и дружеских встреч, проведения переговоров и заключения сделок.
Кроме того, в Манеже начиная с конца 90-х летом располагался пресс-центр Московского международного кинофестиваля, и его стены видели многих звезд кино, от Катрин Денев до Джека Николсона.
В остальное время павильоны тоже не пустовали, предоставляя свои площади разнообразным художественным проектам.
Историческому зданию Манежа не удалось дожить до масштабной реконструкции, намечавшейся на ближайшие годы. По существовавшим планам, под Манежем должен был вырасти еще один подземный город, который стал бы продолжением подземного города под одноименной площадью и подземных этажей в будущем здании на месте снесенной гостиницы "Москва". Реконструкция предусматривала значительное увеличение общей площади здания – с существовавших 9500 до 23480 квадратных метров… Очень не хочется писать об этом в прошедшем времени. Мы надеемся, что Манеж восстановят.