У Белохвостиковой с конем получилось так себе

Читать в полной версии →
Единственное, что связывает эпизоды дебютного фильма Наталии Наумовой, – поиски коня, которого крадет бывшая цирковая наездница. В ее роли – мама режиссера, продюсером выступил папа, а дочь пожинает плоды "семейного подряда"

Год Лошади – созвездие Скорпиона
Россия, 2003
Режиссер: Наталия Наумова
В ролях: Наталия Белохвостикова, Ивар Калныньш


Фото: rolan.ru



Когда речь заходит о фильме "Год Лошади – созвездие Скорпиона", чаще всего упоминается, что его идею режиссеру-дебютанту подал гениальный сценарист Тонино Гуэрра. Типа того, что рассказал историю и уехал. Теперь его именем пытаются оправдать все то, что вышло из рук сценариста Андрея Максимова и режиссера Наталии Наумовой.

Этот фильм – семейный подряд, где продюсером выступил отец режиссера – классик советского кинематографа Владимир Наумов, а главную роль исполнила мама режиссера – актриса Наталия Белохвостикова. Сам по себе семейный подряд был бы не плох, но в нашем случае он не хорош, поскольку по художественным достоинствам кино получилось ниже всякой критики.

В пересказе сюжета "Года Лошади" невозможно обойтись без многочисленных "зачем-то", "почему-то" и "непонятно, как". Единственное, что связывает его разрозненные эпизоды, – потери, поиски и обретения коня по кличке Сенатор, которого крадет бывшая цирковая наездница Мария. Конь воплощает метафорическую лошадь из названия, а трамвайное депо между тюрьмой и сумасшедшим домом, где ночует героиня, видимо, является местом, где так же метафорически находятся и зрители фильма.


Фото: rolan.ru

В первом эпизоде появляется странная семейная пара Михаил Ульянов – Нина Русланова, весь смысл присутствия которых в фильме заключен в том, чтобы не пустить героиню Белохвостиковой с конем в квартиру. На прощание Ульянов громко поет с балкона "Мы красные кавалеристы...". Дальше на пути героини встречаются темные личности во главе с Александром Адабашьяном, ждущие вестей из Кремля. Они видят в коне и его хозяйке некий "знак" и улепетывают в "Шереметьево". Очевидно, сценарист и режиссер тоже видят в героях "знак", но им так и не удается донести до зрителей, какой именно.

Очередной проходной персонаж в исполнении Игоря Ясуловича готовит побег заключенного на воздушном шаре. Шар улетает, но это не мешает преступникам скрыться и, в общем, никого не расстраивает.

Какие-то события происходят на экране, и ни одно из них не может особенно заинтересовать, потому что сменяется другим, совершенно с ним не связанным, а то, в свою очередь, оказывается оборванным на середине. Герои появляются и исчезают, женщина и конь перемещаются из одного конца Москвы в другой, времена года сменяют друг друга в том, что по сюжету является одним и тем же днем.

Больше всего путешествие героини похоже на магический обряд: словно для того, чтобы обрести счастье, нужно произвести некоторое количество бессмысленных, но необходимых действий. С такой уверенностью и безмятежностью зомби действует в фильме Наталия Белохвостикова: ее реакции заторможены и неадекватны, впрочем, как и реакция большинства персонажей. Так, пока героиня таскается с Сенатором по Москве, ее ищут бандиты, которым непременно нужно сдать коня на живодерню. При этом бандиты на автомобиле несколько часов не могут догнать идущую пешком Марию. Когда она в очередной раз оказывается у них перед глазами, у бандитов внезапно заканчивается рабочий день, и они уезжают восвояси.


Фото: rolan.ru

После этого героиня ночует вместе с конем в трамвае, где находит свою судьбу в лице Ивара Калныньша в бабочке и со скрипкой по имени Оля. Они пьют водку, минут пять выплясывают на рельсах и вместе уходят в рассвет.

Под конец этой истории не срабатывают даже термины "притча", "сказка" или "фантазия", с помощью которых можно попытаться оправдать нестыковки, несообразности, а то и очевидные глупости фильма. "Год Лошади – созвездие Скорпиона" одновременно дистанцируется от реальности и претендует на высказывание чего-то очень важного и все в этой реальности объясняющего. Самым наглядным образом это проявляется в образе "бдительного пенсионера", повторяющего, что "родину завалили дерьмом". На этом объяснение заканчивается, но остаются туманные и многозначительные намеки, которыми густо снабжены непритязательные фарсовые сценки. В результате получается трагикомедия, буксующая в приставке "траги-", или комедия абсурда, в которой комедии едва хватило на пару сцен. Остальное – чистый абсурд, бессмысленный и беспощадный.

В кинотеатрах с 8 апреля.

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей