"Золотая маска" обошла Някрошюса стороной

Читать в полной версии →
Шестичасовой "Вишневый сад" - пронзительная эпитафия нашей интеллигенции, сотканная из охотничьих выстрелов и щебета улетающих птиц, выпал из внимания жюри и в главных номинациях представлен не был




Итак, окончена юбилейная программа, и конкурсная миновала, жюри сделало свои выводы, и под гром оркестра Большого театра 12 апреля юбилейный десятый общенациональный фестиваль "Золотая Маска" пришел к своему счастливому завершению. После того как открытие фестиваля превратили в цирк, итоговый вечер заявил себя весьма пафосно, его ведущие Эдуард Бояков, директор ассоциации "Золотая маска", и Илзе Лиепа появились перед занавесом в ярких лучах света. Когда занавес раздвинулся, открылось великолепное убранство сцены в пурпурной с золотом драпировке. Фотографии номинантов проецировались на киноэкран, а когда он поднимался вверх, за ним открывалось подобие строительных лесов, и на них славно трудилась группа миманса. Мимы, Арлекин и Пьеро, сопровождали пары, выходящие на помост перед оркестровой ямой и несущие в руках заветные конверты с именами победителей. Первой такой парой, объявившей победителей в номинации балета и современного танца, стали Николай Цискаридзе и Юлия Рутберг.

Без накладок, конечно, не обошлось. Первая произошла, когда Бояков в начале церемонии попытался представить партнеров и спонсоров, а экран неожиданно ожил, и бесстрастный голос диктора принялся объявлять номинантов. Все тотчас расслабились и ощутили привычную непринужденную обстановку, так характерную для любимого театрального фестиваля. Самую неожиданную оплошность церемонии и, пожалуй, самую смешную за всю историю премии допустил Цискаридзе. Он вручил приз за главную мужскую роль в балете своему коллеге по театру Геннадию Янину, а потом ему же Лиепа отдала спецприз музыкального жюри. Тут опытные завсегдатаи фестиваля зароптали: дескать, не было такого, чтобы спецпремия жюри дублировала его основное решение. Цискаридзе ошибся: на самом деле лучшим танцовщиком жюри назвало Сергея Филина из того же "Светлого ручья" Шостаковича, а спецпремия, естественно, вручена была правильно.

Лучшую шутку церемонии выдала обладательница говорящей фамилии Ольга Остроумова, вручавшая в паре с новым министром культуры и коммуникаций А.С. Соколовым премию "За поддержку театрального искусства". "Как жаль, что президент Чувашии не приехал, мне так хотелось постоять между Николаем Васильевичем и Александром Сергеевичем", - сказала актриса.

Самым щедрым вечер оказался для Дмитрия Чернякова, вторично получившего премию за лучшую режиссуру в опере. Предыдущая была вручена ему за "Китеж" в Мариинском театре, нынешнюю он получил за "Похождения повесы" в Большом. И в номинации "Лучший драматический спектакль малой формы", очень престижной и необычайно сильно представленной в этом году, выиграла его "прелесть элегантности" - "Двойное непостоянство" в Новосибирском театре "Глобус". Случай беспрецедентный - за всю историю "Маски" не было такого, чтобы режиссер в один вечер доказал свою состоятельность как в опере, так и в драме.

Среди провинциальных театров, кроме новосибирского "Глобуса" (актриса которого Ольга Цинк удостоилась за роль Сильвии в "Двойном непостоянстве" спецпремии драматического жюри), отмечена также и Пермь с чудесным Ballet Imperial Баланчина, который к чему ни прикоснется своим гением, то превращает в золото. Великий хореограф принес в свое время "Золотые маски" Мариинскому и Большому театрам. Теперь отличились пермяки, уж точно перетанцевавшие недавние "Балеты Джорджа Баланчина" в Большом. Такого безупречного, обладающего царственным благородством принца, как Роман Геер, у москвичей точно не было. Пермский спектакль собрал все самое лучшее, чем отличается русское музыкальное и балетное искусство – фортепианный концерт Чайковского и блестящий ансамбль танцовщиков на едином дыхании выступающий с солистом и оркестром.

Спецприз критики вполне справедливо получил "Вишневый сад" Эймонтаса Някрошюса. Его же "Времена года" по Донелайтису, как уже заранее было известно, получили приз лучшего зарубежного спектакля, показанного в России. Очень обидно, что шестичасовой "Сад" - пронзительная эпитафия нашей интеллигенции, сотканная из охотничьих выстрелов и щебета улетающих птиц, выпал из внимания жюри и в главных номинациях не был представлен.

Как обычно, фаворитом фестиваля оказался Лев Додин, ставший лучшим режиссером. Награду "Лучший спектакль сезона", отданную "Ревизору" - первому творению Валерия Фокина на посту главрежа Александринки, стоит расценивать как поощрение театра на пути возрождения былого "большого стиля". Конечно же, всех порадовало присуждение приза "Лучшая актриса драмы" всеобщей любимице Чулпан Хаматовой.

Самой радостной неожиданностью оказалось присуждение приза зрительских симпатий спектаклю "Пленные духи" Владимира Агеева в Центре драматургии и режиссуры. Виртуозно валяют в нем дурака лучшие актеры ЦДиР Анатолий Белый, Артем Смола, Ольга Лапшина и другие. Как только умудряются они сохранить убийственную серьезность, когда несут всю эту прекрасную чушь, сочиненную екатеринбургскими братьями Пресняковыми! Спектакль вполне можно считать детищем фестиваля "Новая драма", другое его детище – спектакль "Кислород" Ивана Вырыпаева, актера и драматурга, режиссера В.Рыжакова и актрисы А.Маракулиной, выиграл в номинации "Новация". Но это уже неожиданностью ни для кого не явилось. "Кислород" вот уже два года, как одну за другой пожинает премии (предыдущие Гран-при фестиваля "Контакт" в польской Торуни и Гран-при последней "Новой драмы").

Досадно, что аутсайдерами стали "Полеты во время чаепития" Татьяны Багановой (Екатеринбург) и "Нора" Михаила Бычкова (Воронеж). Оба спектакля стали настоящим украшением юбилейной программы фестиваля. Премий им, видимо, попросту не хватило. И неудивительно, что феерические "Полеты" Багановой, где танцовщицы пышными кудрями и юбочками напоминали Алису Джона Тенниела (первого иллюстратора Кэролла), вызвали бурный восторг зарубежных гостей, которых заинтересовали и спектакли Бычкова. Есть надежда, что и Баганова, и Бычков восполнят материально пролет по номинациям фестиваля - продюсеры Russian case явно взяли их на заметку.

Перед всеобщим разъездом на банкете запомнился Дмитрий Черняков, который, судя по всему, никак не мог поверить тому, что счастья может быть так много: он все кружил и кружил по залу, не притрагиваясь к еде и растерянно благодаря за поздравления бесчисленных доброжелателей. Совершенно счастливым выглядел Эдуард Бояков - таким он не был даже в роли летчика Петровича. Отсюда следует, что не бросит он своего детища, слухи о его окончательном уходе из фестиваля сильно преувеличены, а следующее десятилетие "Золотая маска" начнет так, как он обещал – сам останется художественным руководителем, а Мария Ревякина станет его главным менеджером.

Итоги "Золотой маски–2004"

Балет и современный танец:

Лучшая женская роль - Мария Александрова, "Светлый ручей", Большой театр, Москва;
Лучшая мужская роль — Сергей Филин, "Светлый ручей", Большой театр, Москва;
Лучший балетмейстер - Алексей Ратманский, "Светлый ручей", Большой театр, Москва.

Лучший спектакль современного танца - "Весна священная", хореограф Режис Обадья, Камерный балет "Москва";
Лучший спектакль балета — Ballet Imperial, Театр оперы и балета им. Чайковского, Пермь.

Опера:

Лучшая женская роль — Елена Вознесенская, "Похождения повесы", Большой театр, Москва;
Лучшая мужская роль — Александр Лебедев, "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск;
Дирижер — Алексей Людмилин, "Кахым-Туря", Театр оперы и балета, Уфа;
Режиссер — Дмитрий Черняков, "Похождения повесы", Большой театр;
Лучший спектакль - "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск.

Мюзикл и оперетта:

Премии не вручены.

Лучшая работа художника в музыкальном театре: Давид Боровский, "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск.

Спецпризы музыкального жюри:

Геннадий Янин за роль Гармониста в балете "Светлый ручей", Большой театр, Москва;
Глеб Фильштинский — художник по свету оперы "Похождения повесы", Большой театр, Москва.

Новация:

Лучший спектакль — "Кислород", Teatp.Doc, Москва

Кукольный театр:

Лучшая актерская работа — Ирина Агеева, "Сон фавна", театр "Кукольный дом", Санкт-Петербург;
Лучший спектакль — "Приключения незадачливого дракона", театр "Сказка", Санкт-Петербург.

Приз критики:

"Вишневый сад", режиссер Эймонтас Някрошюс, Конфедерация театральных союзов — "Мено Фортас", Вильнюс.

Приз зрительских симпатий компании Nestle:

"Пленные духи", Центр драматургии и режиссуры, Москва.

Драматический театр:

Лучшая работа художника - Александр Боровский, "Ревизор", Александринский театр, Санкт-Петербург;
Лучшая женская роль - Чулпан Хаматова, "Мамапапасынсобака", театр "Современник", Москва;
Лучшая мужская роль - Сергей Курышев, "Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург;
Лучшая режиссерская работа - Лев Додин, "Дядя Ваня", МДТ – Театр Европы, Санкт-Петербург;
Лучший спектакль малой формы - "Двойное непостоянство", театр "Глобус", Новосибирск;
Лучший спектакль большой формы - "Ревизор", Александринский театр, Санкт-Петербург.

Специальные премии драматического жюри:

За актерский ансамбль спектакля "Правда хорошо, а счастье лучше", Малый театр, Москва;
Ольга Цинк, актриса, "Двойное непостоянство", "Глобус", Новосибирск.

Приз за поддержку театрального искусства вручили телеканалу "Культура" и президенту Чувашии Николаю Федорову.

"Золотая маска" "За честь и достоинство":

Виталий Константинович Венгер;
Борис Александрович Покровский.

Мария ПЕТРОВА |
Выбор читателей