|
Здесь все не так
Если бы в Москве проводили конкурсы не на самый чистый дворик, а на самый обособленный и закрытый район, то победителем, безусловно, стала бы Капотня. Всего каких-то 20 км от Кремля, но здесь часто слышишь фразу: "Еду в Москву". Со всех сторон Капотня отделена и спрятана от Москвы своеобразными границами: Москва-рекой, территорией Московского НПЗ и кольцевой автодорогой. Внимательно приглядевшись к центру Капотни, можно заметить очень интересные постройки, которых больше в Москве не встретишь нигде и ни за что: административные и ведомственные здания (типа почтового отделения) сталинской эпохи, предназначенные для рабочего поселка. Тяжеловатые приземистые домики со строгими колоннами и гербами СССР над крыльцом напоминают о времени административной свободы Капотни. Впрочем, это еще не самое интересная местная достопримечательность.
Несколько районов Москвы могут похвастаться городищами. Это и Коломенское, и Митино. Но Капотненское поистине уникально. Только здесь на археологическом памятнике федерального значения продолжают... хоронить людей. Дело в том, что на городище стоит церковь конца XVIII века с действующим кладбищем. Постепенно кладбище разрослось, и сейчас можно видеть свежие могилы уже на оборонительных валах городища. Зрелище хоть и потрясающее, но не для слабонервных. Любители готики в восторге.
Загадка и то, как тут до сих пор остаются живые. Жизненным ориентиром всех капотненцев уже десятилетия выступает факел НПЗ. Само название района каким-то непостижимым образом отложило неизгладимый отпечаток на местность. Хоть и зовется Капотня так от названия села Копотненского, известного еще с лохматого XIV века, но райончик-то, действительно, самый что ни на есть закопченный.
Жители района ощущают оторванность от Москвы каждый день: в Капотне нет метро, а транспортная инфраструктура так и осталась недоразвитой. Колорита гетто району добавляет большое количество мигрантов из южных республик, селящихся тут по причине сравнительно невысоких цен на жилье.
"Утонувший" в Москве
Есть в черте Москвы целый исчезнувший город – Тушино. От того, старинного, Тушина почти ничего не осталось, разве только церковь Покрова 1672 года постройки, возвышающаяся недалеко от выезда с Волоколамского шоссе на МКАД. Церковь в последние годы отреставрировали, в ней уже идут богослужения. И снова загадка: как сказали нам в церкви, к ним за помощью часто приходят люди, обворованные на... Курском вокзале. Почему именно оттуда, непонятно.
А вот самая ранняя из сохранившихся построек города Тушино запрятана в местных двориках, подальше от чужих глаз. Честно говоря, надо потратить немало времени, чтобы недалеко от префектуры и места, где застрелили депутата Юшенкова, обнаружить трехэтажное краснокирпичное здание в стиле конструктивизма. Постройка относится к концу 20-х – началу 30-х годов прошлого века. Аналогов ей в Москве пока обнаружить не удалось. Из разговоров с местными жителями было выяснено, что долгое время, даже до вхождения в Москву, там находился Тушинский военкомат. Сейчас – отделение какого-то силового ведомства. После переезда военкомата здание ремонтировалось, в результате чего были утрачены оригинальные окна и рамы, но в целом сохранилось неплохо. Даже перила на лестницах деревянные.
Тушино, наверное, единственное место в Москве, напрямую связанное с историей Мальтийского ордена. В 1799 г. на территории Российской Империи было создано несколько приоратств (отделений) ордена – постарался мистически настроенный император Павел I, посвященный в магистры ордена. Так деревня Алешкино под Тушиным обрела мальтийского владельца, правда, ненадолго. Уже в 1801 г. крестьян вернули государству, так как Павла убили, а орден в России запретили.
С тех пор, а может и раньше, известна легенда о привидении из Алешкинского леса, сохранившегося и по сию пору. Некий монахообразный гражданин в черных одеждах появляется в лесу или около него накануне катастроф и бедствий.
Последняя остановка
От некоторых населенных пунктов осталось куда меньше. Вот и от городка Бабушкин, канувшего в Лету в начале 60-х годов, сохранилось немного: кварталы городской застройки "домосковской эпохи" и, забавный москвоведческий казус, культовая бетонная остановка в районе проезда Шокальского. Культовая, потому что последняя, оставшаяся от того города. Вот сломают эту "уродину", и закончится история Бабушкина.