|
По крайней мере один из четырех десятков законов, которые депутаты включили в "антитеррористическую" программу законопроектов, спешно сверстанную после событий в Беслане, кажется, наконец готов увидеть свет. В среду профильные комитеты обсудили и одобрили правительственный проект поправок, направленных на совершенствование мер безопасности на авиатранспорте. Это совершенствование может обойтись налогоплательщикам в 746 млн руб. – ровно столько потребуется на содержание 4 тыс. сотрудников МВД, которые займутся контролем за службами, обеспечивающими безопасность пассажирских авиаперевозок. Впрочем, это если брать в расчет только бюджетные деньги: согласно законопроекту, МВД получает допуск к лицензированию этих служб, а также право "давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности". В какую бы сумму ни вылилось устранение выявленных нарушений – очевидно, что какую-то часть придется компенсировать за счет стоимости перевозок.
Помимо всего прочего, законопроект вводит такую занятную штуку, как "послеполетный досмотр". Зачем досматривают багаж и пассажиров перед полетом – всем понятно. Чего такого интересного и нового можно найти у них после полета, кроме товаров, приобретенных в зоне дьюти-фри, – понятно не очень. Но милиционеры, очевидно, знают. Некоторые горячие головы поговаривали даже, что следует предусмотреть такой примечательный вид досмотра, как обыск прямой кишки (по научному – колоноскопия), но в проекте об этом ни слова. С другой стороны, планируется, что собственно "правила проведения предполетного и послеполетного досмотра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел". Так что сюрпризы, когда свет увидит очередная ведомственная инструкция, еще возможны.
В проекте закона вводится также положение об обязательной передаче перевозчиком правоохранительным органам персонифицированной информации о лицах, пользующихся услугами воздушного транспорта. Ну, этим нас не удивишь: если кто не знал, данные о пассажирах поездов (ж/д билеты у нас ведь по паспорту выдают – вроде бы в целях борьбы со спекуляцией) обязательно сверяют с базами данных на преступников, находящихся в розыске. Кстати, таким образом некоторых наивных даже ловят. Но вот снова: "Порядок создания и ведения информационных баз данных о пассажирах, а также порядок передачи содержащейся в них персонифицированной информации правоохранительным органам устанавливается Правительством Российской Федерации". Что, собственно, такое "персонифицированная информация", авторы инициативы не сочли нужным уточнить. По идее, она может обернуться чем угодно: от паспортных данных гражданина имярек до точного описания содержимого карманов и сумок, а также данных о маршрутах перемещения этого гражданина.
Единственное, что законодатель счел необходимым расписать детально, так это перечень лиц, которым не позволят работать в службах авиационной безопасности. Итак, вряд ли стоит искать подобную работу лицам, имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, гражданам, состоящим на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, а также лицам, уволенным с государственной службы, из прокуратуры, судебных и правоохранительных органов по компрометирующим основаниям. Еще не возьмут на работу в службу авиационной безопасности тех, в отношение кого имеется отрицательное заключение органов внутренних дел по результатам проверки на предмет возможности допуска к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
Для справки: сегодня в 184 аэропортах страны действуют 559 пунктов досмотра, из них 465 – для проверки пассажиров и 94 – для досмотра грузов. Теперь над этой линией контроля, в свою очередь, будет надзирать МВД.