Сотворение монстров

Читать в полной версии →
Сюжеты Дали откровенны, эротические символы узнаваемы. Глядя же на гравюры Гойи, современный зритель, повидавший многое, все равно содрогается от ужаса


Фото: mmsi.ru



Уходящий 2004 г. был объявлен ЮНЕСКО годом Сальвадора Дали. Выставка "Франсиско Гойя / Сальвадор Дали. Сны Разума" в залах Российской Академии художеств – лишь скромная часть огромной программы, посвященной творчеству мастера. Возможно, для многих зрителей станет откровением, что великий мистификатор Дали был далеко не первым испанским мастером, увлекавшимся сотворением всевозможных монстров.

Еще в далеком восемнадцатом столетии, когда реалистическое изображение окружающего мира считалось главным критерием качества произведения, испанец Франсиско Гойя сообразил, что искусство должно отражать еще и мироощущение самого художника, фантазии, порожденные его разумом. Даже если этот самый разум находится не в лучшем состоянии и порождает исключительно чудовищ. Многочисленные аллегории, скрытые аллюзии и сложные ассоциации, которыми наполнена самая известная графическая серия мастера с изящным названием "Капричос", даст фору самому замороченному концептуалисту эпохи постмодернизма.

Избалованная "легким" искусством публика XVIII в. была, вероятно, изрядно шокирована, когда на свежеотпечатанных листах вместо традиционных пухленьких розовощеких пастушек обнаружились безобразные старухи-сводни, калеки-попрошайки, уличные проститутки, покрытые следами всевозможных нехороших заболеваний, и отвратительные карлики-горбуны. Но еще большего страху наводили совершенно непривычные, странные сюжеты, полные угрожающих символов. Загадочные названия вроде "Сон разума порождает чудовищ" особенно не утешали, потому как было совершенно неясно, чей разум имел в виду автор – чужой или свой собственный. Над этой загадкой исследователи бьются и поныне – комментарии, посвященные "Капричос", насчитывают тысячи страниц. И, глядя на старинные гравюры, циничный современный зритель, искушенный последними сводками происшествий, по-прежнему содрогается от ужаса.

А вот известному мистификатору и любителю пощекотать нервы публике, Сальвадору Дали, идея великого предшественника пришлась по душе. Не говоря уже о том, что основной задачей сюрреализма была как раз трансформация мистических видений и пророческих снов в реалистические образы.

Сальвадор Дали обратился к гравюрам Гойи уже на закате своей карьеры. В 1973 г. он получил заказ на создание литографической серии по мотивам "Капричос" от известного франко-немецкого издателя Хейнца Берггрунена. В 1977 г. серия была закончена и напечатана в количестве 200 экземпляров. Издание получило весьма двусмысленное название: “Salvador Dali. Les Caprices de Goya”.

Поздняя серия литографий знаменитого сюрреалиста стала своеобразным итогом его творческого пути. Не случайно наряду с персонажами "Капричос" здесь оказались образы, пронизывающие все творчество Дали. Художник, на протяжении многих десятилетий провозглашавший себя пионером экстра-авангардных идей в искусстве, в конце жизни все же отдал справедливую дань своему учителю. Хотя в большинстве случаев "приколы" сюрреалиста не дотягивают до изощренной фантазии его предшественника.

Заголовки Дали более откровенны, а эротические символы более узнаваемы. Поклонники его творчества, несомненно, возрадуются, узнав знакомые растекающиеся часы на платье деревенской простушки. Но если пристрастие ко всевозможным метаморфозам присуще обоим художникам, то холодный дидактический комментарий Гойи выглядит куда более устрашающе, чем "игровые" ассоциации Дали.

В экспозицию выставки вошли 80 литографий Дали и 80 офортов Гойи из собрания Рихарда Майера (Бамберг, Германия). Коллекция Майера, которого связывала с Дали многолетняя дружба, считается самым полным собранием графических произведений сюрреалиста. В тоже время, у Майера нашелся тираж гойевских "Капричос", отпечатанный уже в 1868 г. с "родных", авторских досок. Это счастливое совпадение привело к рождению уникального проекта, который открывает новую выставочную программу Российской академии художеств, приуроченную к 250-летнему юбилею Академии.

Выставка продлится до 27 февраля

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей