фото Вести |
В этом смысле текущий визит комиссара ООН может служить своего рода "лакмусовой бумажкой". Тем более что в России Луизе Арбур, совсем недавно занявшей этот пост (ее предшественник Сержиу Виейра ди Мелло погиб в результате теракта в Багдаде в 2003 г.) вряд ли смогут простить ее деятельность в предыдущей должности прокурора Международного трибунала по бывшей Югославии и тот факт, что именно Арбур выписала ордер на арест Слободана Милошевича, предъявив ему обвинение в военных преступлениях. К Комиссии ООН по правам человека, кстати, у нас тоже имеются претензии: российский МИД уже позволял себе высказать озабоченность "политизированным" и "конфронтационным" характером ее работы. Таким образом, при полном соблюдении дипломатического протокола стороны позволили себе высказаться достаточно откровенно. Владимир Путин вчера заверил гостью, что "Россия неизменно придерживается всех мировых стандартов в области прав человека и всех своих международных обязательств в этой области". Пообещал, что ее деятельность в России будет встречать самую последовательную и самую эффективную поддержку – в частности, в течение ближайших дней г-жу Арбур будут знакомить с "системой инструментов", которые созданы для работы в этой области. По системой подразумевались, прежде всего, институт уполномоченного по правам человека и Совет при президенте РФ по содействию развитию института гражданского общества и правам человека, который возглавляет Элла Памфилова (оба на встрече, разумеется, присутствовали). Ну, и если Луизе Арбур удастся избежать эксплуатации правозащитной тематики в политических целях, то в России ее будут "с уважением слушать и реагировать на все объективные замечания". В ответ верховный комиссар заверила президента, что к проблемам прав человека она подходит, прежде всего, как профессиональный юрист. К тому же это ее первый визит в Россию, и основная цель – понять ситуацию в стране и "заложить основу сотрудничества".
После обмена официальными приветствиями встреча продолжилась за закрытыми дверями. Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, излагая журналистам ее содержание, продемонстрировал блестящую дипломатическую подготовку: коротко упомянув, что президент по собственной инициативе затронул крайне болезненную тему Чечни, он предпочел переключится на нарушения прав нацменьшинств в странах Балтии и на разговор о том, что в Ираке до сих пор не объявлены результаты выборов. То есть привел в действие стандартный набор аргументов российского МИД из серии "сами вы хороши".
В сегодняшней программе комиссара ООН – встречи с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, председателем Комитета Госдумы по международным делам Константином Косачевым, а также лекция в Московском институте международных отношений, где для нее уже приготовили диплом почетного доктора. Впрочем, знакомиться с реалиями российской жизни Луиза Арбур будет не только по официальным источникам. В ее планы входят также встречи с представителями той части "гражданского общества", которые не подпадают под официальную программу "развития и содействия" Как рассказал "Yтру" председатель движения "За права человека" Лев Пономарев, в субботу в правозащитном центре "Мемориал" верховному комиссару ООН будет изложен прямо противоположный взгляд на ситуацию с правами человека в России. "Я лично буду говорить о том, что ситуация с правами человека катастрофически ухудшается в последнее время. Главный вопрос, который сейчас в России есть, язва, которая все разъедает и влияет на ситуацию по всей стране, – это, конечно, война в Чечне, где грубейшим образом нарушается право человека на жизнь, продолжаются похищения людей. Второе – это наступление на социальные права человека. Образованная правозащитниками ассоциация "Общее действие" еще в июле приняла резолюцию о том, что предложенный проект монетизации является антиконституционным переворотом. Это лишает Россию статуса социального государства, и все развитие событий подтвердило нашу правоту. Идет наступление на все социальные права. Третий момент – в России появились политические заключенные... Силовики, которые пришли к власти в стране, начинают грубейшим образом бороться с оппозицией и фабрикуют уголовные дела против политических оппонентов, лидеров гражданских организаций. Но самое опасное: власти перешли к массовым репрессиям, что рано или поздно случается с любым полицейским государством. Это, безусловно, в первую очередь Благовещенск, но уже и не только он."
Впрочем, судя по итогам вчерашней встречи с российским президентом, определенной информацией комиссар вполне владеет, несмотря на отсутствие личного знакомства с Россией. Вряд ли случайно было сказано о том, что странам с развитой демократией следует сосредоточиться на защите экономических и социальных прав граждан. Можно ли зачислить Россию в разряд таких стран – это уже другой вопрос.