|
Окончательно все сомнения развеяла постановка первого шедевра Дж.Верди "Набукко", осуществленную Бертманом осенью прошлого года во Франции. Премьера состоялась в Дижоне в конце ноября и в Масси в декабре. Фрагменты видеозаписи демонстрировались на встрече с журналистами, которую Дмитрий Бертман со своими бессменными коллегами Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой провел 10 февраля.
Так уж получается, что в последние годы труппа проводит много времени за границей и за три минувших сезона театр выпустил, как выразился сам режиссер, "пять продукций", которые в Москве еще никто не видел. "Надо и отчитаться о проделанной работе", - пошутил в начале встречи Бертман. Начали, конечно, с последней по времени премьеры - "Набукко". Первые спектакли ее прошли на огромной, технически безупречной сцене театра в столице Бургундии - Дижоне (длина ее 24 метра – чуть больше, чем Государственном Кремлевском дворце). В общей сложности французской публике было показано восемь спектаклей, в трех из которых партию Абигаиль спела знаменитая Мария Гулегина. Кроме того, в этой партии выступили Свелана Создателева и Екатерина Мельникова (более известная москвичам по меццо-сопрановым партиям Амнерис и Кармен). Дирижерами постановщиками стали Доминик Рюитс и Евгений Бражник. К работе пришлось привлечь и местных хористов, которые, судя по всему, никогда в таком режиме не работали и, по словам режиссера, со сцены попадали в больницу с травмами, но изо всех сил старались, чем и заслужили благодарность не только публики, но и своих русских коллег.
Даже несмотря на техническое несовершенство записи, которую делали едва не скрытой камерой – в европейских театрах съемка из зала категорически запрещена и оператора несколько раз выпроваживали со спектаклей, она дала достаточное представление о новой работе Дмитрия Бертмана и его театра. Получился красивый спектакль, сделанный во вполне традиционной манере, но в то же время насыщенный разными образами-символами, отсылающими нас то к библейской истории (Дева Мария, Христос), то к самой что ни на есть актуальной действительности (например, нефтяные вышки на заднем плане).
Как бы в подтверждение того, что на пленке действительно запечатлены артисты "Геликон-оперы", перед журналистами выступили два участника постановки – Игорь Тарасов (Набукко) и Светлана Создателева (Абигаиль), которые исполнили отрывки из оперы.
Заканчивая разговор о французских гастролях, Дмитрий Бертман напомнил, что театр дал два успешных концерта. Их транслировали по "Радио Франс" на всю Европу.
Теперь стоит вопрос о показе "Набукко" в Москве. Из всех столичных площадок подходят лишь четыре – Государственный Кремлевский дворец, Большой театр, Театр Российской Армии и МХАТ им. Горького. Судя по всему, будет выбран последний. Спектакли состоятся 20 и 22 апреля. Партию Абигаиль споет Мария Гулегина – прекрасный подарок московским меломанам.
Судя по оглашенным на встрече планам, весна в Москве пройдет под знаком "Геликона". 6 марта весенние мероприятия откроет гала-концерт "С корабля на бал", организуемый совместно с агентством "Контрамарка". Ее директор И.Бакеев рассказал, что концерт будет приурочен к Международному женскому дню 8 марта и пройдет на сцене Колонного зала Дома союзов, который незаслуженно в последние годы выпал из концертной обоймы столицы.
В концерте примут участие солисты театра – Наталья Загоринская, Игорь Тарасов, Светлана Создателева, Николай Дорожкин, Татьяна Куинджи, Михаил Гужов и другие, а также друзья "Геликона" Маквала Касрашвили, Зураб Соткилава и Эрик Курмангалиев.
Концерт по геликоновской традиции будет интерактивным, с шутками и розыгрышами. Всех присутствующих дам ждут поздравления и сюрпризы.
26 и 27 марта театр представит одну из самых удачных постановок прошлых лет – оперу Франсиса Пуленка "Диалоги кармелиток". Напомню, что спектакль стал лауреатом премии СТД "Гвоздь сезона – 2004".
6 апреля вместе с хором и оркестром театра выступит с сольным концертом звезда мировой оперы Марина Мещерякова.
В середине апреля "Геликон-опера" отметит свое пятнадцатилетие. Что именно мы увидим и услышим 15, 16 и 17 апреля, пока не известно, но Дмитрий Бертман непременно обещал "пошуметь".
А вот что театр приготовит ко Дню Победы уже известно вполне определенно – 7, 8 и 9 мая должна состояться премьера последней оперы Сергея Прокофьева "Повесть о настоящем человеке". На ее постановку мог решиться лишь такой отчаянный оптимист, как Бертман. Он, в частности, посетовал, что в опере "нет ни одного фрица и зацепиться не за что". Какую "приманочку" для своего спектакля выдумает режиссер на этот раз, он предпочел умолчать.
Тем не менее, разговорившись, Дмитрий Александрович поделился и своими более отдаленными планами, в которые входят постановка "Носа" Д.Шостаковича, неизвестной оперы А.Джордано на русский сюжет "Сибирь" и "Волшебной флейты" Моцарта.
Сейчас главная проблема для театра – новое здание. Ответ на вопрос, на какой стадии находится ее разрешение, прозвучал несколько расплывчато, хотя уверенность в голосе Дмитрия Бертмана все же была. Когда бы здание ни было готово, первым спектаклем на его сцене обязательно продирижирует маэстро Риккардо Мути. В этом Бертман абсолютно уверен.