|
На самом деле весь этот массив нововведений просто закрепляет и развивает те перемены в избирательном законодательстве, которые уже произошли в ходе ревизии законов "О референдуме Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной думы". Референдум, как все уже поняли, стал делом абсолютно нереальным. С собственными выборами парламентарии покончат завтра: Госдуме предстоит принять во втором чтении закон, вводящий пропорциональную систему выборов в нижнюю палату. Закон писали в ЦИКе, существенно подкорректировали в администрации президента (напомним, что после этой корректировки появилась норма о том, что в Думе могут быть представлены всего 2 партии), а завершили процесс во фракции "Единая Россия", постаравшись убрать немногие прогрессивные положения, сохранившиеся в законе. Ну, например, о потере партией мандата в том случае, если ее кандидата отказывается от мандата без уважительной причины. Эта норма должна была обезопасить партийные списки (напомним, одномандатников больше не будет) от "свадебных генералов", которые представляют партию во время избирательной кампании, однако не спешат расставаться с генеральскими должностями после.
Глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин вчера выразил уверенность в том, что Госдума отвергнет предложение Вешнякова, касающееся ответственности "первой тройки" избирательного списка политической партии. Профильный комитет Госдумы счел данную меру нецелесообразной и настаивает на сохранении за партией мандата, даже если кто-то из первой тройки не идет в Думу. Если иметь в виду, что следующим шагом станет введение императивного мандата, такая позиция выглядит вполне логичной: политическая жизнь будет строиться по принципу "партия решает все": кого выдвигать, кого отзывать (за плохую работу с избирателем, например). "Это достаточно революционная вещь, которая тяжело будет восприниматься целым рядом депутатов Госдумы", – признал Плигин в разговоре с журналистами. Но объяснил, что в условиях, когда идет формирование политической системы в стране (и вообще гражданского общества), такого рода нововведение вполне оправданно. Разумеется, ведь все это мы уже проходили. Как метко заметил в свое время Черномырдин, у нас какую партию ни строй – все равно КПСС получится.
Любопытно, что идею закрепить депутатов за партиями поддержали даже представители тех фракций, которые причисляют себя к оппозиции. Отметив, что "большая часть предложенных норм в избирательном законодательном говорит об изменении избирательного права в пользу партии власти", зампред ЦК КПРФ Иван Мельников не исключил, что его фракция, возможно, поддержит норму об императивном мандате. Ее поддержит и "Родина": "Перебегать из фракции во фракцию – это измена тем принципам, за которые голосовали избиратели", – заявил РИА "Новости" член фракции Иван Харченко. Те, кто избирался по избирательным спискам, должны подчиняться "партийной линии", убежден он.
Императивный мандат также является давней мечтой лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который твердо убежден в том, что партия депутату полномочия дала – и потому в полном праве забрать обратно. В свое время в ЛДПР даже пытались инициировать соответствующие поправки, однако до последнего времени законодатель отдавал предпочтение свободному мандату. Предполагалось, что именно свободный мандат гарантирует подлинную независимость депутата на весь срок полномочий. Независимость не только от чиновников, но и от партийной администрации. Впрочем, времена меняются.
Еще одно существенное нововведение начнет работать задолго до следующих парламентских выборов. Речь идет о 10-кратном увеличении госфинансирования партий, получивших поддержку избирателей на федеральных выборах. Предполагается, что это поможет партиям стать более независимыми, однако не так трудно догадаться – от кого. Надо же как-то избавить партии от необходимости искать разного рода сомнительных "спонсоров". Разумеется, речь идет прежде всего об ограничении влияния крупного бизнеса на политику: до последнего времени торговля мандатами и поддержка определенных инициатив составляла довольно существенную часть бюджета политических партий. На самом деле даже 10-кратное увеличение госфинансирования из расчета на один голос не окупит реальной стоимости этого голоса (по оценкам независимых аналитиков, на последних парламентских выборах она составляла около $8). Однако на самом деле основной составляющей предвыборного бюджета любой партии давно уже стал административный ресурс. А судя по той правке, которой подвергается избирательное законодательство, действующая власть сделает все, чтобы так оно и оставалось.