Фото: vesti.ru |
И еще бы она не выиграла: федеральные инвестиционные программы (участие в них "социально ответственного" крупного бизнеса также подразумевается) при сохранении нынешнего уровня дотаций – это та цена, которую центр готов платить за модернизацию административно-территориального устройства России. По крайней мере, первопроходцам в этой области – в том, что за Эвенкией и Таймыром скоро последуют другие национальные автономии, сомневаться не приходится. Как сообщил побывавший на прошлой неделе в Красноярске председатель ЦИК РФ Александр Вешняков, до конца года может быть выдвинута инициатива об объединении Камчатской области и Корякского автономного округа. Более того, как признался глава Центризбиркома, одна инициативная группа уже успела образоваться и даже направить документы в избирательную комиссию. Но ревнителям объединения не хватило организованности: "Мы отклонили заявление инициативной группы, потому что инициатива должна исходить от обоих субъектов. Надеюсь, к концу года все будет сделано в должном правовом порядке", – сказал Вешняков.
И действительно. Теперь – после того, как президент отправил в отставку губернатора Корякского АО Владимира Логинова – инициатива вряд ли заставит себя долго ждать. Ряд наблюдателей придерживается того мнения, что именно активное противодействие Логинова объединению с Камчатской областью, а вовсе не срыв отопительного сезона (на самом деле, явление совершенное обычное для северных территорий) и было реальной причиной скоропостижной утраты Логиновым президентского доверия. Дальневосточному полпреду президента Константину Пуликовскому в свое время удалось убедить в неизбежности объединения даже губернатора Камчатки коммуниста Михаила Машковцева, который и взял на себя труд выступить с соответствующей инициативой. Однако Логинов инициативу не поддержал, а проводить референдум без поддержки губернатора было делом рискованным. Как ни крути, а правильное волеизъявление трудящихся является делом прежде всего административной техники.
Теперь все препятствия устранены. 9 марта президент отправил Логинова в отставку, а уже 10 марта – во время встречи Владимира Путина с Константином Пуликовским – глава государства одобрил объединение Камчатки и Корякского АО. Еще через неделю Михаил Машковцев обратился к жителям области с призывом поддержать инициативу проведения референдума о слиянии двух субъектов федерации. По идее, замерзающим жителям Корякского АО в тот момент было совсем не до объединения, однако 22 марта глав муниципальных образований региона собрали на заседание, чтобы обсудить план работы по подготовке и проведению объединительного референдума. Предположительно, он пройдет 21 октября.
И наверняка будет не последним: в Кремле не скрывают стремления к упрощению административной карты страны. Причем произойти оно должно, прежде всего, за счет административно-территориальных образований, которые, по сути, представляют собой национальные квазигосударственные образования. Таким образом, у центра появляется шанс "подстрелить сразу двух зайцев". Во-первых, ликвидировать "матрешечные" административные структуры (АО хоть и находятся в составе субъектов Федерации, но имеют собственный бюджет, а также исполнительную и законодательную власть); а во-вторых, вплотную приступить к процессу изоляции проявлений регионального национализма. Вертикаль вертикалью, но авторитарные национальные режимы по-прежнему остаются серьезной проблемой для федерального центра. Поэтому в числе вероятных кандидатов на слияние уже сейчас рассматриваются Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский округ, Архангельская область с Ненецким АО, Тюменская область с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами. По одной из версий, получивших распространение в СМИ, в России в итоге должно остаться всего 28 крупных административно-территориальных образований.
Кроме того, не стоит забывать, что укрупнение регионов может дать толчок и другим изменениям федеративного устройства страны. Или, по крайней мере, стать предлогом для пересмотра Конституции РФ в тот момент, когда это будет достаточно актуально с политической точки зрения.