Красноярск укрупнили, на очереди Камчатка

Укрупнение регионов может дать толчок и другим изменениям федеративного устройства страны. Или, по крайней мере, стать предлогом для пересмотра Конституции РФ в тот момент, когда это будет актуально с политической точки зрения


Фото: vesti.ru



Вчера к шести часам вечера в избирательных комиссиях Красноярского края, Эвенкии и Таймыра вздохнули с облегчением: референдум по объединению регионов состоялся. Напомним, для того, чтобы вопрос государственной важности был благополучно решен, явка голосующих на участки должна была превысить 50%-ный барьер. В Красноярске барьер взяли с большим трудом: к 18:00 явка на считанные проценты перевалила за "критическую" отметку. В Таймырском и, особенно, в Эвенкийском округах, где под предлогом досрочного голосования, организованного для жителей труднодоступных районов, урны только что по чумам не носили, дело шло веселее. Результаты голосования появятся сегодня Yтром, однако сомневаться не приходится: как и было запланировано, в следующем году на административной карте РФ появится новый регион. Президент уже подписал указ, устанавливающий режим максимального благоприятствования укрупненному Красноярскому краю. Более того, за несколько дней до референдума глава государства нашел время лично встретиться с губернаторами объединяющихся регионов, чтобы те перед камерами общероссийских каналов смогли убедить его: национальные меньшинства ничего не потеряют, а экономика региона выиграет.

И еще бы она не выиграла: федеральные инвестиционные программы (участие в них "социально ответственного" крупного бизнеса также подразумевается) при сохранении нынешнего уровня дотаций – это та цена, которую центр готов платить за модернизацию административно-территориального устройства России. По крайней мере, первопроходцам в этой области – в том, что за Эвенкией и Таймыром скоро последуют другие национальные автономии, сомневаться не приходится. Как сообщил побывавший на прошлой неделе в Красноярске председатель ЦИК РФ Александр Вешняков, до конца года может быть выдвинута инициатива об объединении Камчатской области и Корякского автономного округа. Более того, как признался глава Центризбиркома, одна инициативная группа уже успела образоваться и даже направить документы в избирательную комиссию. Но ревнителям объединения не хватило организованности: "Мы отклонили заявление инициативной группы, потому что инициатива должна исходить от обоих субъектов. Надеюсь, к концу года все будет сделано в должном правовом порядке", – сказал Вешняков.

И действительно. Теперь – после того, как президент отправил в отставку губернатора Корякского АО Владимира Логинова – инициатива вряд ли заставит себя долго ждать. Ряд наблюдателей придерживается того мнения, что именно активное противодействие Логинова объединению с Камчатской областью, а вовсе не срыв отопительного сезона (на самом деле, явление совершенное обычное для северных территорий) и было реальной причиной скоропостижной утраты Логиновым президентского доверия. Дальневосточному полпреду президента Константину Пуликовскому в свое время удалось убедить в неизбежности объединения даже губернатора Камчатки коммуниста Михаила Машковцева, который и взял на себя труд выступить с соответствующей инициативой. Однако Логинов инициативу не поддержал, а проводить референдум без поддержки губернатора было делом рискованным. Как ни крути, а правильное волеизъявление трудящихся является делом прежде всего административной техники.

Теперь все препятствия устранены. 9 марта президент отправил Логинова в отставку, а уже 10 марта – во время встречи Владимира Путина с Константином Пуликовским – глава государства одобрил объединение Камчатки и Корякского АО. Еще через неделю Михаил Машковцев обратился к жителям области с призывом поддержать инициативу проведения референдума о слиянии двух субъектов федерации. По идее, замерзающим жителям Корякского АО в тот момент было совсем не до объединения, однако 22 марта глав муниципальных образований региона собрали на заседание, чтобы обсудить план работы по подготовке и проведению объединительного референдума. Предположительно, он пройдет 21 октября.

И наверняка будет не последним: в Кремле не скрывают стремления к упрощению административной карты страны. Причем произойти оно должно, прежде всего, за счет административно-территориальных образований, которые, по сути, представляют собой национальные квазигосударственные образования. Таким образом, у центра появляется шанс "подстрелить сразу двух зайцев". Во-первых, ликвидировать "матрешечные" административные структуры (АО хоть и находятся в составе субъектов Федерации, но имеют собственный бюджет, а также исполнительную и законодательную власть); а во-вторых, вплотную приступить к процессу изоляции проявлений регионального национализма. Вертикаль вертикалью, но авторитарные национальные режимы по-прежнему остаются серьезной проблемой для федерального центра. Поэтому в числе вероятных кандидатов на слияние уже сейчас рассматриваются Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский округ, Архангельская область с Ненецким АО, Тюменская область с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами. По одной из версий, получивших распространение в СМИ, в России в итоге должно остаться всего 28 крупных административно-территориальных образований.

Кроме того, не стоит забывать, что укрупнение регионов может дать толчок и другим изменениям федеративного устройства страны. Или, по крайней мере, стать предлогом для пересмотра Конституции РФ в тот момент, когда это будет достаточно актуально с политической точки зрения.

Выбор читателей