|
Политики и политологи уже приготовились комментировать сказанное президентом, запланировав серию пресс-конференций на вторую половину дня. Комментировать им придется буквально "с колес": содержание послания готовилось в обстановке строгой секретности и до последнего момента даже руководители различных ведомств, которые традиционно представляют "выкладки", ложащиеся в основу выступления главы государства, не могли сказать, о чем же пойдет речь. Да и сама дата выступления стала известна буквально в последний момент: приглашение в Кремль парламентарии и другие непосредственные участники мероприятия получили только в четверг. Некоторым депутатам, уже распланировавшим эту неделю (она отводится на работу в регионах) пришлось сдавать билеты и пересматривать расписание.
Секретность, окружающая послания Владимира Путина, уже стала, если можно так выразиться, частью его имиджа. Общественность, в свое время привыкшая к открытому стилю работы Бориса Ельцина (с его посланиями не только заранее знакомили представителей политической элиты, консультировались, но иногда даже давали возможность "вставить" туда что-то от себя) не сразу приспособилась к новому положению дел. В течение первых лет президентства Путина обсуждение будущего послания носило характер политической интриги с элементами лоббирования, однако вскоре политбомонд был вынужден усвоить: содержание послания до последнего момента остается исключительной прерогативой президентской администрации (известно также, что окончательную корректировку текста Владимир Путин проводит сам). На сей раз, по сведениям источников "Yтра", его не обсуждали даже с руководством обеих палат парламента.
Так что накануне политикам и политологам оставалось лишь гадать на тему: что скажет президент. Председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин в интервью РИА "Новости" выразил надежду, что в послании "будут отражены и основные моменты, направленные на реализацию положений Конституции РФ об определении нашей страны как демократического, федеративного, правового государства". Кроме того, он рассчитывает, что там найдут отражение вопросы защиты либеральных ценностей – в частности, "связанные с обеспечением института стабильности собственности".
Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский предполагает, что президент в Послании Федеральному Собранию назовет важнейшие приоритеты для жизни страны. Сам Жириновский насчитал их пять: "Наука, образование, оборона, дороги и жилье – это пять приоритетных направлений",– объяснил он журналистам. Глава международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов рассчитывает, что президент определит основные направления стратегии России во взаимодействии со странами СНГ. "По-видимому, пора сбросить унаследованное с 90-х годов бремя безответственности в отношениях с "ближним зарубежьем", забыть о том, что соседи по СНГ – "бывшие союзные республики", и строить политику неким иным, чем сегодня, образом", – отмечает сенатор.
Директор Центра политтехнологий Игорь Бунин убежден, что одной из главных тем предстоящего Послания президента Федеральному Собранию станет необходимость консолидации общества и элиты и что в нем будет также присутствовать критика правительства за проведение социальных реформ, но "в очень мягкой форме". Президенту "нужно будет объяснить ситуацию с кризисом вокруг реализации реформы по монетизации льгот", солидарен с коллегой Директор Института политических исследований Сергей Марков. Он полагает, что послание, в основном, затронет внутрироссийские проблемы и во многом будет являться подтверждением уже взятого курса – на усиление роли государства и развитие экономики путем реформ.
Следует отметить: пожелания, высказанные президентом в послании, обычно становятся чуть ли не законом прямого действия для чиновников (ну, например, претензии у разных ведомств к правозащитным организациям появились вскоре после того, как их в прошлом году высказал Путин). Впрочем, как показывает практика, президент еще ни разу не пользовался посланием для того, чтобы обозначить действительно резкую смену курса – наподобие административной реформы, затеянной прошлой весной, или инициатив по "укреплению вертикали", обнародованных осенью. Для этого находились другие поводы и другие трибуны.