Американский надзиратель макнул Россию в грязь

Читать в полной версии →
Доклад американской правозащитной организации Freedom House, ставящий неутешительный диагноз отечественной демократии, следует рассматривать, прежде всего, как неофициальный, но откровенный "разговор по душам"




Российский МИД в упор не видит доклада американской правозащитной организации Freedom House – таково в общих чертах содержание официального комментария МИД РФ, опубликованного вчера на сайте дипведомства. "Нам известно содержание этого документа. Пусть оно остается на совести его авторов. Обращать внимание на подобного рода опусы не считаем целесообразным" – вот и все, что смогли сказать в департаменте печати и информации по поводу отнюдь не лестных выводов, сделанных американской неправительственной организацией относительно развития демократии в бывших социалистических странах, в том числе и в России, в традиционном ежегодном исследовании "Страны переходной демократии – 2005".

Выводы, как не трудно догадаться, не радуют: по мнению Freedom House, в России в 2004 г. произошел самый заметный пример отката от демократии на всем постсоветском пространстве. Единственное, что внушает некоторый оптимизм неправительственной организации, вот уже почти 60 лет надзирающей за состоянием демократии во всем мире, так это волна "цветных" революций, прокатившихся через пространство СНГ. "Революция роз" в Грузии и "оранжевая" революция в Украине, а также последние события в Киргизстане могут являться предпосылками новой волны демократических преобразований на постсоветском пространстве", отмечается в докладе.

Разумеется, официальные российские инстанции могут сколь угодно долго в упор не замечать почти неприличного оптимизма, с которым наши союзники по антитеррорестическому фронту встречают перераспределение зон влияния в традиционной сфере российских "жизненных интересов". Но делать это достаточно сложно: Freedom House хоть и является, как уже говорилось, неправительственной организацией, однако при этом достаточно адекватно отражает государственные интересы США. Основанную еще Элеонорой Рузвельт организацию возглавляет совет попечителей, в состав которого входят ведущие представители "правящих" партий США, а также бывшие правительственные чиновники высших рангов, представители крупного бизнеса, ученые, писатели и журналисты. Всех их объединяет твердое убеждение в том, что только первенство Америки в международных отношениях может служить надежным залогом торжества демократии во всем мире. Если отследить политические кампании, в которых принимал участие Freedom House, то совсем нетрудно обнаружить: борьба за торжество демократии шла рука об руку со стратегическими интересами США. Эта организация защищала "план Маршалла" в 40-х, движения за единство Польши и Филиппинскую демократическую оппозицию в 80-х; противостояла диктатурам в Центральной Америке и Чили, нарушениям прав человека на Кубе; возмущалась подавлением Пражской весны, вторжением советских войск в Афганистан; всячески боролась с геноцидом в Боснии и Руанде, а также нарушениями прав человека в Китае и Ираке.

Таким образом, очередной доклад, ставящий неутешительный диагноз отечественной демократии, следует рассматривать, прежде всего, как неофициальный, но откровенный "разговор по душам" – политкорректное обсуждение стратегии партнерства в антитеррористической борьбе пусть остается темой официальных саммитов между лидерами наших стран.

Отчет, действительно, разгромный: комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес, выступивший на недавней сессии ПАСЕ с тоже далеко не самым лицеприятным отчетом о соблюдении прав человека в Росси, на этом фоне просто отдыхает. Он, по крайней мере, потрудился заметить хоть какие-то положительные сдвиги хоть в каких-то направлениях. В "Доме свободы" (что и означает "Freedom House" в переводе) подобными мелочами себя не обременяли. В тех сферах, которые определяются как ключевые для демократических преобразований (избирательный процесс, гражданское общество, независимые СМИ, демократическое правление, борьба с коррупцией, правоохранительная сфера и независимость судов) стоит или жирный "минус", или "без улучшений".

Наибольшие позитивные изменения в развитии демократии отмечались в Украине, Боснии и Герцеговине. Наиболее негативные изменения – в России и Азербайджане; ухудшение – в Армении. Причем показатели России и Азербайджана ухудшились в таблице рейтинга "Страны переходного периода" в 4-х из 7-ми категорий, что составило самые низкие показатели в исследованиях. В качестве причины называется "концентрация власти обоих президентов", причем отмечается, что показатели России особенно проигрывают на фоне положительных изменений на Украине, где резко улучшилась ситуация с выборами, свободой СМИ и даже судебная система. Вот как это выглядит:

Избирательный процесс:
(+) Босния и Герцеговина, Хорватия, Грузия, Косово, Македония, Черногория, Сербия, Словакия и Украина;
(-) Азербайджан, Беларусь, Польша, Россия и Таджикистан.
Гражданское общество:
(+) Албания, Болгария, Косово, Латвия, Черногория, Румыния, Таджикистан и Украина;
(-) Азербайджан, Россия и Словения.
Независимые СМИ:
(+) Босния и Герцеговина, Чешская Республика, Киргизстан, Польша, Сербия, Словения и Украина;
(-) Албания, Армения, Азербайджан, Грузия, Венгрия, Румыния, Россия и Таджикистан.
Правоохранительная система и независимость судов:
(+) Босния и Герцеговина, Эстония, Латвия, Македония, Румыния, Словения, Украина и Узбекистан;
(-) Албания, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Польша и Россия.
Борьба с коррупцией:
(+) 5 стран продемонстрировали улучшения в рейтинге в категории борьбы с коррупцией: Босния и Герцеговина, Болгария, Грузия, Румыния и Словакия;
(-) 4 страны продемонстрировали ухудшения в рейтинге в категории борьбы с коррупцией: Беларусь, Литва, Польша и Туркменистан.

Самое обидное, что крыть нечем: да, не продвинулись. Ни в области избирательного права, которое правили целый год, ни в области судебной реформы, о которой после приговора Ходорковскому даже упоминать стыдно. Ни в области независимых СМИ и гражданского общества, которое к концу года построят по вертикали. Про коррупцию лучше вообще не вспоминать – совсем грустно станет. Однако проблема в другом. Не трудно догадаться, что четкость "водораздела" между двумя лагерями не уступает временам противостояния стран Варшавского договора и НАТО. Разве что граница опасно придвинулась к России. Судя по выводам, которые делает Freedom House, остается не так много времени до того момента, когда и на официальных саммитах президенты перестанут дружески хлопать друг друга по плечу, перейдя к жесткой риторике "холодной войны". А что еще могли иметь в виду представители "американской общественности", предлагая "разрабатывать новые стратегии для установления отношений с авторитарными странами – такими как Беларусь, Азербайджан и Узбекистан", а также "обращать особое внимание на страны, которые демонстрируют регресс" и "оказывать влияние на президента РФ Путина, с целью выполнения взятых на себе обязательств в укреплении демократических ценностей в России"?

С новообращенными в демократию странами все ясно: нужно "удостовериться, чтобы Грузия, один из участников программы Millenium Challenge Account, получила дополнительную финансовую поддержку со стороны США". Обеспечить – такое замечательное слово – "мотивацию для таких государств как Молдавия, лидеры которых выражают желание интегрироваться с другими демократическими странами".

России предлагается уделить особое внимание. "Судьба демократических изменений в России оказывает серьезное влияние как на страны бывшего Советского Союза, так и на весь мир в целом, – заявила на брифинге в Брюсселе исполнительный директор Freedom House Дженнифер Винздор. – Тот факт, что демократия не закрепилась во многих странах бывшего Советского Союза, не в последнюю очередь связан с тем, что Россия остается авторитарной. США и европейское сообщество должны оказывать постоянное влияние на Россию, с тем, чтобы она начала играть конструктивную роль в построении демократических основ как внутри страны, так и в других странах".

Ирина ВОЙЦЕХ |
Выбор читателей