Певец земли советской

Читать в полной версии →
Один из столпов советской живописи, обласканный властью и верой и правдой служивший ей, тем не менее, всю жизнь тосковал по ушедшей России. В этом можно убедиться на выставке, устроенной к 120-летию со дня рождения мастера




Родившийся ровно 120 лет назад художник Сергей Герасимов (1885–1964), тезка знаменитого советского режиссера, также был одним из самых известных деятелей искусств страны Советов. Живописец появился на свет в подмосковном Можайске, провел там детские годы, а затем каждое лето жил и работал на малой родине. Настроениями и чувствами, навеянными городом детства было проникнуто все лучшее в творчестве Герасимова – пейзажиста и иллюстратора, портретиста и рисовальщика. От своего педагога Константина Коровина, от великого Валентина Серова, а еще больше от французских импрессионистов он воспринял необходимость удержать и сохранить на полотне красоту изменчивого мира.

Художественное образование Сергей Васильевич получил в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище, а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Уже тогда свободная живописность, коровинская сочность мазка создавали ощущение движения, живописной изменчивости, какими пронизаны его поздние пейзажи.

Октябрьскую революцию Герасимов встретил сложившимся человеком и профессиональным художником. Подобно многим своим коллегам-реалистам, он безоговорочно встал на сторону новой власти, и главной темой его творчества стало изображение людей из народа в решающем, как всем тогда казалось, периоде его истории, а важнейшим долгом певца революционных завоеваний – работа над большими полотнами со сложным композиционным и образным строем. От "Клятвы сибирских партизан", "Колхозного сторожа" до "Матери партизана", "Кутузова под Бородиным" и "За власть Советов" протянулся длинный ряд портретов "простых людей". Художник готов был зачеркнуть любые, самые лучшие свои пейзажи, если чувствовал, что их ставят выше его монументальных полотен.

Герасимов был наделен натурой и характером полководца, привыкшего руководить людьми. Общественный деятель и педагог, организатор и руководитель советских художников – во всех сферах своей деятельности он пользовался непререкаемым и властным авторитетом. Как и все начальники того периода, он не любил пускать посторонних в свой внутренний мир, скрывая за ироничной маской глубоко запрятанную острую ностальгию по миру своего детства, по той, дореволюционной России, которая сформировала его как художника и которая открывалась зрителям в живописных пейзажах художника, книжных иллюстрациях и графических работах.

Мир его пейзажей – одна из ярких страниц истории советской живописи. Герасимов никогда не писал пейзажей "вообще" – в них всегда есть точный адрес места и точное определение времени. "Лед прошел", "К осени", "На берегу реки", "Венеция. Пейзаж с мостиком" и др. – это не добросовестное копирование деталей реального пейзажа, а уверенное извлечение красоты и поэзии данного реального куска природы в ее самых существенных признаках. Сила живого впечатления создавалась в его работах верностью попадания цвета и тона, мягкостью мазка и чувством движения – у художника нет ни одного миллиметра застывшей, мертвой поверхности; краски живут, переливаются, мерцают. При этом Герасимов считал свои пейзажи чем-то вроде сугубо личной забавы, говоря о них нарочито небрежным, равнодушным тоном.

Художник не проводил границы между книжной графикой и графикой станковой, перенося приемы, выработанные в книге, на дорогие его сердцу литературные или исторические "воспоминания", которые он условно называл "Лермонтовское время" или "На мотивы Чехова". Самым замечательным произведением такого рода стал альбом "Воспоминания", сделанный во время эвакуации в Самарканде. Черные акварели на плохой тонкой бумаге шаг за шагом воссоздают годы его детства и юности в Можайске. По мастерству градаций черного и белого, по тонкости и верности психологического состояния, жестов, характеров, извлеченных из глубин памяти, эти "Воспоминания" принадлежат к числу самых крупных и значительных его работ.

Сергей Герасимов достиг высоких постов в художественной среде. Академик-секретарь и член президиума Академии художеств СССР, первый секретарь правления Союза художников СССР, член комитета по Ленинским премиям, депутат Московского городского Совета депутатов трудящихся, он сочетал эти должности с педагогической деятельностью. С 1950 г. и до конца своих дней С.В. Герасимов – профессор Московского высшего художественно-промышленного училища, руководитель отделения монументальной живописи.

Юбилейную выставку из фондов Можайского историко-краеведческого музея дополняют произведения Герасимова из коллекций Музея-панорамы "Бородинская битва", а также живопись и графика из собрания внучки художника Л.Л. Герасимовой. На выставке предполагается также экспонирование фотографий, документов, личных вещей С.В. Герасимова, книг и альбомов, которые расскажут о его жизни и творчестве.

Выставка "Сергей Герасимов – певец земли русской" пройдет с 4 по 28 августа в Галерее на Солянке

Леон ЖАБИН |
Выбор читателей