|
Художественное образование Сергей Васильевич получил в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище, а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Уже тогда свободная живописность, коровинская сочность мазка создавали ощущение движения, живописной изменчивости, какими пронизаны его поздние пейзажи.
Октябрьскую революцию Герасимов встретил сложившимся человеком и профессиональным художником. Подобно многим своим коллегам-реалистам, он безоговорочно встал на сторону новой власти, и главной темой его творчества стало изображение людей из народа в решающем, как всем тогда казалось, периоде его истории, а важнейшим долгом певца революционных завоеваний – работа над большими полотнами со сложным композиционным и образным строем. От "Клятвы сибирских партизан", "Колхозного сторожа" до "Матери партизана", "Кутузова под Бородиным" и "За власть Советов" протянулся длинный ряд портретов "простых людей". Художник готов был зачеркнуть любые, самые лучшие свои пейзажи, если чувствовал, что их ставят выше его монументальных полотен.
Герасимов был наделен натурой и характером полководца, привыкшего руководить людьми. Общественный деятель и педагог, организатор и руководитель советских художников – во всех сферах своей деятельности он пользовался непререкаемым и властным авторитетом. Как и все начальники того периода, он не любил пускать посторонних в свой внутренний мир, скрывая за ироничной маской глубоко запрятанную острую ностальгию по миру своего детства, по той, дореволюционной России, которая сформировала его как художника и которая открывалась зрителям в живописных пейзажах художника, книжных иллюстрациях и графических работах.
Мир его пейзажей – одна из ярких страниц истории советской живописи. Герасимов никогда не писал пейзажей "вообще" – в них всегда есть точный адрес места и точное определение времени. "Лед прошел", "К осени", "На берегу реки", "Венеция. Пейзаж с мостиком" и др. – это не добросовестное копирование деталей реального пейзажа, а уверенное извлечение красоты и поэзии данного реального куска природы в ее самых существенных признаках. Сила живого впечатления создавалась в его работах верностью попадания цвета и тона, мягкостью мазка и чувством движения – у художника нет ни одного миллиметра застывшей, мертвой поверхности; краски живут, переливаются, мерцают. При этом Герасимов считал свои пейзажи чем-то вроде сугубо личной забавы, говоря о них нарочито небрежным, равнодушным тоном.
Художник не проводил границы между книжной графикой и графикой станковой, перенося приемы, выработанные в книге, на дорогие его сердцу литературные или исторические "воспоминания", которые он условно называл "Лермонтовское время" или "На мотивы Чехова". Самым замечательным произведением такого рода стал альбом "Воспоминания", сделанный во время эвакуации в Самарканде. Черные акварели на плохой тонкой бумаге шаг за шагом воссоздают годы его детства и юности в Можайске. По мастерству градаций черного и белого, по тонкости и верности психологического состояния, жестов, характеров, извлеченных из глубин памяти, эти "Воспоминания" принадлежат к числу самых крупных и значительных его работ.
Сергей Герасимов достиг высоких постов в художественной среде. Академик-секретарь и член президиума Академии художеств СССР, первый секретарь правления Союза художников СССР, член комитета по Ленинским премиям, депутат Московского городского Совета депутатов трудящихся, он сочетал эти должности с педагогической деятельностью. С 1950 г. и до конца своих дней С.В. Герасимов – профессор Московского высшего художественно-промышленного училища, руководитель отделения монументальной живописи.
Юбилейную выставку из фондов Можайского историко-краеведческого музея дополняют произведения Герасимова из коллекций Музея-панорамы "Бородинская битва", а также живопись и графика из собрания внучки художника Л.Л. Герасимовой. На выставке предполагается также экспонирование фотографий, документов, личных вещей С.В. Герасимова, книг и альбомов, которые расскажут о его жизни и творчестве.
Выставка "Сергей Герасимов – певец земли русской" пройдет с 4 по 28 августа в Галерее на Солянке