ФОТО: AP |
Не повторится ли что-то в этом роде с новой пациенткой знаменитого трансплантолога, которой на днях было пересажено чужое лицо, размышляет автор статьи в британской The Independent. Хирурги, привыкшие пересаживать пациентам внутренние органы или кожу с одних частей тела на другие, возможно, не вполне отдают себе отчет в том, насколько психологически опасны могут быть любые эксперименты с лицом. Ведь человек ассоциирует себя со своим лицом в гораздо большей степени, нежели с какой угодно другой частью своего тела. Пересадка чужого лица меняет звучание голоса и мимику. Не изменит ли она и саму личность?
Впрочем, психологические проблемы - не единственная неприятность, которая может поджидать Изабель Динуар, у которой, кстати говоря, неладно с психикой. А что если чужое лицо будет отторгнуто организмом? Пока у перенесшей уникальную операцию пациентки все хорошо. Однако по статистике даже при пересадке почки, т.е. в той области, где трансплантационная хирургия добилась наибольших успехов, примерно в каждом пятом случае период нормального функционирования инородного органа продолжается три года или еще меньше того. Перспективы успеха при пересадке лица в этом отношении гораздо хуже, ведь лицевые ткани относятся к числу наиболее реактивных в иммунологическом отношении.
Парадокс операций по пересадке чужого лица заключается, наконец, еще в том, что, в отличие от аналогичных операций на других органах, кандидат на пересадку должен быть изначально относительно здоров. Иными словами, подытоживает журналист The Independent, современная медицина делает из здорового индивида с теми или иными изъянами на лице насквозь больного человека, которому остаток дней своих придется глотать лекарства с далеко не безобидными побочными эффектами, вроде иммуносуппрессантов.