|
Организаторы фестиваля обещали, что Суздаль-2006 будет революционным. Это почти произошло – стало меньше праздника и развлечений, а больше работы. Из программы исчезли веселые капустники и шашлыки на природе, прибавились дополнительные семинары и круглые столы. Но главное не это. Вместо жюри конкурсное кино оценивали 33 эксперта – авторитетные представители самых разных анимационных профессий. Результаты голосования смог увидеть каждый сидящий в зале на церемонии закрытия: оно шло on-line. На экране появлялись фамилии экспертов и названия фильмов, за которые подавались их голоса, и эта процедура превратилась в увлекательное шоу, где нашлось место и бурным эмоциям зала, и конфузу голосовавших – когда их имена совпадали с именами авторов конкурсных работ.
Конкурс конкурсом, а зрителям до него нет никакого дела. Что же произвели наши режиссеры за год? Прежде всего, новый "пакет" сказочного цикла "Гора самоцветов". Его уже знают и любят, благодаря показу на Первом канале и продаже DVD-дисков. Фильмы разные по уровню и технологии, объединенные гениальными пластилиновыми заставками Сергея Меринова. Но о каждом из них можно сказать несколько лестных слов.
Например, "Петр и Петруша" Юрия Пронина представляет легенду о том, как был основан город Петербург. Признаюсь, я сомневался в успехе этой экранизации – как в легкой и остроумной форме можно перенести на экран историю о реальном российском императоре? Оказалось, можно. Петр, конечно, мало напоминал артиста Юрия Стоянова в "Городке", его глаза не полыхали гневным пламенем, он не рубил бороды боярам. Скорее, наоборот: мультипликационный царь выглядел слегка трусоватым и хиловатым на фоне бравого солдата Петруши. Но, оказавшись вместе в дремучем лесу, они одолели и разбойников, и Бабу-Ягу, да еще и золота добыли. На него-то и построили нашу северную столицу.
Кстати, о севере. Ительменская сказка "Ворон-обманщик" Андрея Кузнецова восхитила своим стилем (небо в орнаменте из животных и птиц), иронией (закадровый голос тонко пародирует манеру общения северного народа), звукорядом (музыку записала новосибирская группа "Буготак"). Порадовали гэги, которые органично вписались в неторопливое повествование. "Настоящие крабы не любят обманщиков!" – заявляют членистоногие, выстраиваются в пирамидку и самым маленьким крабиком бьют Ворона по башке. Но главной удачей фильма стала Лиса – этакая старая чукча, молчаливо сносящая несправедливые обвинения и побои.
Удивила Наталья Березовая, ранее баловавшая нас киноанекдотами и трюковыми комедиями. Ее "Непослушный медвежонок" – трогательная зарисовка о познании мира, наивной прелести детства и теплоте материнства. Неуклюжий, толстый малыш-медвежонок радуется каждому встречному существу и хочет стать то оленем, то евражкой, то уткой, и – к счастью зрителя – каждый новый его поступок вызывает не приторное умиление, а нежное сопереживание.
Сразу три сказки сняли украинские аниматоры. Каждая – по-своему хороша. Рисованные "Лис и дрозд" по стилю и духу напомнили фильм Эдуарда Назарова "Жил-был пес", пластилиновые "Злыдни" повеселили калейдоскопом трюков, перекладочная комедия "Ловись, рыбка!" – диалогами. Например, из проруби без конца высовывался Сом и бодро интересовался: "На что ловим? На муху? Я же просил сало! Неужели так трудно запомнить?! Са-ло!!!" В финале этой всем известной истории (о том, как Лиса надоумила Волка ловить рыбу хвостом) мы видим казалось бы несоединимую троицу – Волк, Сом и Мужик, и все трое делятся байками о своих рыболовных успехах...
Событием суздальского фестиваля стала премьера пародийной комедии "Шерлок Холмс и доктор Ватсон". Режиссер Александр Бубнов давно не баловал своими работами – около десяти лет. Над последней трудился почти два года (в Москве, Киеве и Париже). Поклонники Бубнова ждали премьеры с нетерпением, но и с опаской – оправдаются ли надежды? Оправдались. Александр остался верен себе, своему неповторимому стилю и безупречному юмору. Жанр пародии (тем более, анимационной) очень труден, можно оступиться, окунуться в пошлость (как это было ярко продемонстрировано "Новыми приключениями попугая Кеши", например). Особенно сложно снять хороший мультфильм, где много текста и "приветов" известному и всеми любимому телесериалу. Бубнов справился, блистательно срежиссировав разглагольствования Холмса и действия его окружения. Особый шарм фильму придают голоса и внешности героев: Холмс говорит с характерной ливановской хрипотцой (всех персонажей озвучил Алексей Колган), а Лестрейд очень напоминает Борислава Брондукова. Даже в молчаливой миссис Хадсон есть что-то от Рины Зеленой. Герои постоянно спорят, вырывают друг у друга жаркое, не доеденное убитым лордом Уотербруком, а иногда доходят до полного идиотизма:
ВАТСОН. Холмс, а вы не допускаете мысли, что убийцей мог быть лакей?
ХОЛМС. Лакей?
ВАТСОН. Ну да, тот самый, за дверью.
ХОЛМС. Но вы забываете, Ватсон, что он сам... некоторым образом... убит.
ВАТСОН. Он мог выстрелить лорду в висок, затем забежать вперед и встать под пулю.
ХОЛМС. Но... зачем?
ВАТСОН. Чтобы обеспечить себе алиби.
"Шерлок Холмс и доктор Ватсон" взял приз за лучшую драматургию и занял почетное третье место в рейтинговом списке конкурсантов.
Кстати, о драматургии. На круглых столах было много споров о загнивании сценарного дела, нехватке профессиональных драматургов, отсутствии банка сценариев и т.д. На мой взгляд, режиссеры плохо ищут. Дебютантка Мария Соснина сняла превосходный четырехминутный фильм "Про меня" по рассказу Ксении Драгунской. Он начинается словами: "Когда я была маленькая, у меня был сосед по парте Алeша. Очень хороший и воспитанный. Меня к нему специально посадили, набираться "хорошести". А оказалось, что он умеет шевелить ушами! Я тут же от него научилась. А он научился от меня сворачивать язык трубочкой. Но однажды, на уроке музыки, учительница увидела, какие мы строим рожи, и так испугалась, что убежала из класса прямо в Америку... где и живет до сих пор..." Соснина разглядела в этих строчках идеальный сценарий для мультфильма, набралась "хорошести" и стала открытием фестиваля. Герои рассказа перекочевали на страницы ученической тетрадки и приняли облик детских рисунков. Прием далеко не нов, но благополучно забыт. А для дебюта – вполне! Смешные детишки, среди которых Ксюша Д., Ксюша Л. и Ксюша Ы., а также дяди и тети, нарисованы четырьмя цветными карандашами, а бегают так, что даже Юрий Норштейн проголосовал за этот фильм в номинации "Лучший мультипликат". Ну а текст, начитанный самой Машей, ложится под такое изображение идеально:
"Жил-был милиционер, и не было у него детей. Однажды он увидел, что девочка с зелеными волосами перебегает улицу на красный свет. Он поймал девочку, чтобы долго ругать. Но вдруг передумал, просто попросил больше не бегать на красный свет, и погладил по голове. Через несколько дней у него родилось три сына-богатыря и две дочери-красавицы..."
Маша Соснина – воспитанница школы-студии "Шар", которой руководят Федор Хитрук, Алексей Демин, Иван Максимов, Виолетта Колесникова. Их ученики в этом году были представлены во всей красе. Дебютантов хвалили, поздравляли. Отмечали, как заметно выросла Ирина Литманович ("Хеломские обычаи" – ее второй фильм), как тонко научилась передавать атмосферу сюжета, играть красками, создавать трепетную ауру фильма.
Но больше всех чествовали и награждали Анастасию Журавлеву за кукольную шутку "Осторожно, двери открываются". Обыкновенные пуговицы, собранные для съемок всеми преподавателями и студентами "Шара", разыграли бытовые сценки в московском метро. Пуговицы – люди, поезд – чехольчик с молнией, статуи на "Площади Революции" – обыкновенные утюги. Смешно, узнаваемо, динамично. Вот армейская пуговица со звездой – прихрамывающий ветеран. Его толкнули, он упал, и под сирену появляются два наперстка с носилками-булавками. Вот группа желтых "узкоглазых" пуговиц ослепляет экран вспышками – это японцы фотографируют своды "Маяковской". А вот Он и Она, замечают друг друга на эскалаторе, и мы улавливаем пробежавшую между ними искорку... Передать все эти чувства и наблюдения с помощью обыкновенных пуговиц – это ли не мастерство? Это ли не радость появления нового таланта, заметить и поощрить которого – и есть цель фестиваля?
В этом году ударно выступили "Смешарики", к которым давно попривыкли и не ожидали ничего яркого. Однако серия "Страшилка для Нюши" приятно удивила даже скептиков. Некий Черный ловелас, которым так пугали юную хрюшку, все-таки явился к ней лунной ночью (ведь она, хотя и дрожала, но так была заинтригована!), но соблазнять не стал, а обещал вернуться, когда Нюша повзрослеет.
Детские фильмы, за исключением вышеупомянутых циклов, провалились не то чтобы с треском, а со взрывом. Такого позора не приходилось наблюдать давно. Удивительно, как, в общем-то талантливые, опытные люди, собираясь вместе, могут создавать такую безвкусицу. Не буду называть их поименно – слишком большой получится список; достаточно подчеркнуть, что это все мультфильмы для детской аудитории. Если изобразительное решение более-менее удачно, то обязательно провален сюжет. Но чаще – плохо все. Особенно обидно за "раскрученные бренды", такие как "Ну, погоди!" и "Попугай Кеша". Старые трюки из прошлых серий, слабая анимация, пошлые шутки. И если над приключениями Зайца и Волка детишки в зале еще смеялись, то две серии "Кеши" прошли в гробовой тишине.
Иное дело – новый action Андрея Соколова "Эволюция Петра Сенцова", проходящая у юной аудитории на ура. Проделки мальчишки-двоечника с перемещениями в эру динозавров сняты с присущей режиссеру легкостью. Действие скрашивает музыка Льва Землинского, недавно пришедшего в анимацию и активно втянувшегося в проект "Гора самоцветов".
Много еще хочется рассказать, но статья не должна быть безграничной. Кино надо смотреть. Как описать словами мир Ивана Максимова? А ведь в его "Туннелировании" герои, наконец, находят выход из вечного "максимовского" зацикливания. Как передать нежность фильма "Буатель" Алексея Демина, снятого по новелле Мопассана (вот вам драматургия!), где без слов и лишних пояснений рассказана целая жизнь? Или могу порекомендовать экранизацию еще одного классического произведения – "Капитанскую дочку" в постановке Екатерины Михайловой, где восхитительные куклы Нины Виноградовой разыгрывают драму времен Пугачева. Какой накал страстей, какие краски, какие точные режиссерские ходы с перемещениями во времени и пространстве! Высший пилотаж! А какие замечательные "Колыбельные мира"! Это цикл мультфильмов, в основе которых лежат колыбельные песни разных народов. К каждой ленте подбирается свой стиль, манера подачи, забавный драматургический ключик. Елизавета Скворцова, дебютировавшая доброй сказкой про смерть "Подожди, пожалуй", выдержала экзамен "второго фильма", удачно сняв сразу десяток. В прикладной анимации явный лидер – американец российского происхождения Алексей Будовский, который год поражающий собственным стилем, изысканным вкусом и фантастическим владением профессии. Свои ролики и клипы он создает фактически один, и на этот раз прислал лирическую фантазию "Miro" из образовательного сериала "Classical Baby".
Ну, а два главных призера XI Открытого фестиваля анимационного кино в Суздале и вовсе не подлежат пересказу. "Молоко" Игоря Ковалева и "Признание в любви" Дмитрия Геллера – фильмы для эстетов, для гурманов анимации. Эти имена хорошо известны во всем мире. Ковалев – один из создателей "Пилота", уже 15 лет живет в США и работает на студии "Klasky Csupo". Геллер – житель Екатеринбурга, оба его предыдущих фильма взяли огромное количество призов международных фестивалей. "Молоко" и "Признание в любви" можно рассматривать как наглядное пособие для тех, кто познает и учится искусству анимации. Так называемому "широкому зрителю" это кино, боюсь, будет малоинтересным.