|
Южноосетинская сторона выразила свою готовность в поисках справедливости обращаться не только в Конституционный суд России, но и в другие суды, в частности – в Международный уголовный суд в Гааге.
Представители Южной Осетии считают, что в отношении осетин в 1918-1920 гг. и в 1989-1992 гг. имел место геноцид со стороны Грузии. Только в конце XX века погибло в общей сложности более 1 тыс. человек, свыше 100 тыс. стали беженцами, 3,5 тыс. считаются пропавшими без вести. Более 100 осетинских сел подверглись сожжению и разграблению, а в Цхинвале было разрушено 180 домов. По подсчетам осетинской естороны, общий ущерб, причиненный Грузией, составил 56,1 млрд руб. по ценам 1992 г., что на данный момент составляет около $18,2 миллиарда. В списке преступлений, совершенных против осетинского народа, – убийства по национальному признаку, расстрелы военнопленных, нанесение экономического ущерба Южной Осетии.
В 1992 г. тогдашний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе признал, что "грузинский народ не сможет смыть с себя это пятно кровопролития в течение многих веков", а отношение к осетинам назвал "провинциальным фашизмом", в частности, период правления Звиада Гамсахурдиа. Среди конкретных событий этого периода - расстрел 36 человек на Зарской дороге и Эрдвийская трагедия, когда близ грузинского села Эредви были заживо захоронены 12 молодых парней.
Общий иск Южной Осетии по поводу геноцида Грузии в отношении осетин будет состоять из двух частей. Первая - обращение южноосетинского парламента в Госдуму, Парламентскую Ассамблею Совета Европы, в парламент Северной Осетии и к мировой общественности в целом с призывом о признании факта геноцида народов, проживающих в Южной Осетии. Вторая – частные заявления граждан, которые пострадали в результате боевых действий, будут подаваться в Международный уголовный суд в Гааге для возмещения ущерба. Конкретные сроки подачи иска продолжают оставаться неизвестными.
Борис Чочиев в своем заявлении затронул также вопрос нахождения в зоне грузино-осетинского конфликта миротворческого контингента. По его словам, грузинский парламент не имел права решать его присутствие в одностороннем порядке, поскольку во всех документах говорится, что миротворческий контингент должен оставаться вплоть до окончательного урегулирования конфликта.