|
Гвоздем отечественной программы считается небольшое, но эффектное произведение Питера Пауля Рубенса, вывезенное из частной коллекции с бывших просторов Австро-Венгрии. Картину "Борьба Самсона с немейским львом" можно приобрести всего за 3 млн евро (для сравнения – цены на Ренуара колеблются от 700 тыс. до 7 млн), если конечно, вас не смутит, что заявление о подлинности авторства великого фламандца, сделанное очень известным европейским ученым, пока не подтвердил ни один специалист из России.
Галерея "Улей" успешно продолжает импортировать в Россию работы художников парижской школы. Малоизвестные полотна Леопольда Сюрважа, Сергея Шаршуна и Андрея Ланского прекрасно дополняют фантастическую экспозицию произведений прославленных французских мастеров рубежа XIX-XX веков, представленную парижской галереей "Шмит".
На фоне всевозможного китча немецко-швейцарского ар деко приятно выделяются аскетичные работы Михаила Задунайского, экспонирующиеся в московской же галерее "Art Deco". Уроженец Причерноморья, он еще в пеленках стал эмигрантом – отец-инженер путешествовал по всему миру, а в 1916 г. окончательно осел в Лионе. Юный Мишель учился искусству в Женеве и Лионе, пока не открыл для себя красоту кованого железа. Именно Задунайский сумел превратить банальное железо для кованых оград в благородный материал. Самое интересное, что в произведениях этого мастера, никогда не видевшего России, присутствуют древнерусские богатыри.
Не менее замечательна судьба другого российского художника, мало известного широкой публике – Ивана Годлевского, чья ретроспектива украшает стены галереи Владимира Каплунова. Почетный член ленинградской Академии художеств и исполнитель крупнейшего государственного заказа, он в 1955 г. оставил заманчивую карьеру официального советского художника, предпочитая колесить по СССР и рисуя яркие солнечные пейзажи в духе импрессионизма. Второй неожиданный ход художник сделал в 1998 г., когда уже глубоким стариком вернулся из Франции в Петербург, чтобы умереть на родине.
Иностранные галереи предлагают всевозможный товар, от бронзовых часов, мраморных амуров и инкрустированных роялей, способных украсить апартаменты самого престижного пятизвездочного отеля, до цветочных натюрмортов XVII в., пейзажей, предназначенных для дома и офиса, и современных интерьеров в стиле hi-tech.
Наши соотечественники обошлись с современностью смелее. Немало известных московских галерей сочли возможным оформить собственный стенд на Салоне. И здесь напрашивается вывод: попав в эксклюзивное, стильно оформленное и хорошо освещенное выставочное пространство, даже самые сомнительные произведения выглядят эффектно. И пусть выставленные в Галерее Гельмана супрематические бутерброды "Синих носов" совсем недавно скромно закрывали угол тесного Фотоцентра во время Фотобиеннале, а части полиптиха "Последняя революция" группы "АЕС" попадались вам под руку и на той же Биеннале, и на последней "Арт-Москве" – здесь они приобретают новое звучание. Да и многочисленные иностранные гости едва ли знают о том, что эти работы давно и безуспешно бродят по московскому арт-рынку.
И все же нельзя забывать, что подобное мероприятие совершенно уникально для нашей страны, где организация бюрократического аппарата и таможенные правила абсолютно не рассчитаны на столь краткосрочный ввоз и вывоз всех тех несметных сокровищ, которые представлены на стендах десятков иностранных галерей. Борьба с этими препонами, отягощенными пошлейшей коррупцией, – один из главных подвигов организаторов проекта. А хороших картин они нам еще привезут.