В Манеже ждут миллионеров

Третий Международный Салон изящных искусств стремительно набирает обороты. Гвоздем программы считается небольшая, но эффектная картина Рубенса "Борьба Самсона с немейским львом", которую можно приобрести всего за 3 млн евро




Главный оппонент Московской антикварной ярмарки, Международный Салон изящных искусств, в очередной раз открывший свою экспозицию в залах Большого Манежа, стремительно набирает обороты. В нынешнем (третьем по счету) сезоне организаторы Салона получили 80 заявок, причем число российских участников выросло вдвое. Учитывая, что критерии отбора произведений для выставки в Манеже значительно выше, чем у конкурентов, мы должны были бы рассчитывать обнаружить здесь немало качественных и уникальных работ. Между тем, по общему мнению, третий Салон во многом уступает своему предшественнику. Старожилы и люди, умудренные жизненным опытом, объясняют этот факт двумя обстоятельствами: во-первых, в самом ближайшем будущем в Европах откроется очередной Арт Базель – ведущая мировая выставка искусства XX-XXI веков. Во-вторых, ударные салоны и всевозможные арт-ярмарки принято устраивать осенью и зимой, когда состоятельные клиенты покупают "открытки" к Рождеству и Новому году. Несколько двусмысленное впечатление оставляют и многие московские галереи, изрядно разбавившие европейскую тусовку. По неизвестной причине лишь некоторые из них не постеснялись поставить под названием скромное "Moscow", как это сделала, например, известная антикварная галерея "Академия художеств". Большинство же предпочло украсить свое происхождение туманными: "Москва–Париж", "Москва–Будапешт" и другими не менее загадочными, а порой и весьма длинными цепочками, напоминающими географический список на упаковке элитной косметики. На самом же деле иностранный метрополис, как правило, указывает лишь на источник, откуда галеристы вывозят экспонаты – не стоит обольщаться, что подобные салоны имеют международный статус. Впрочем, это не означает, что наши галереи не порадуют зрителя интересными работами.

Гвоздем отечественной программы считается небольшое, но эффектное произведение Питера Пауля Рубенса, вывезенное из частной коллекции с бывших просторов Австро-Венгрии. Картину "Борьба Самсона с немейским львом" можно приобрести всего за 3 млн евро (для сравнения – цены на Ренуара колеблются от 700 тыс. до 7 млн), если конечно, вас не смутит, что заявление о подлинности авторства великого фламандца, сделанное очень известным европейским ученым, пока не подтвердил ни один специалист из России.

Галерея "Улей" успешно продолжает импортировать в Россию работы художников парижской школы. Малоизвестные полотна Леопольда Сюрважа, Сергея Шаршуна и Андрея Ланского прекрасно дополняют фантастическую экспозицию произведений прославленных французских мастеров рубежа XIX-XX веков, представленную парижской галереей "Шмит".

На фоне всевозможного китча немецко-швейцарского ар деко приятно выделяются аскетичные работы Михаила Задунайского, экспонирующиеся в московской же галерее "Art Deco". Уроженец Причерноморья, он еще в пеленках стал эмигрантом – отец-инженер путешествовал по всему миру, а в 1916 г. окончательно осел в Лионе. Юный Мишель учился искусству в Женеве и Лионе, пока не открыл для себя красоту кованого железа. Именно Задунайский сумел превратить банальное железо для кованых оград в благородный материал. Самое интересное, что в произведениях этого мастера, никогда не видевшего России, присутствуют древнерусские богатыри.

Не менее замечательна судьба другого российского художника, мало известного широкой публике – Ивана Годлевского, чья ретроспектива украшает стены галереи Владимира Каплунова. Почетный член ленинградской Академии художеств и исполнитель крупнейшего государственного заказа, он в 1955 г. оставил заманчивую карьеру официального советского художника, предпочитая колесить по СССР и рисуя яркие солнечные пейзажи в духе импрессионизма. Второй неожиданный ход художник сделал в 1998 г., когда уже глубоким стариком вернулся из Франции в Петербург, чтобы умереть на родине.

Иностранные галереи предлагают всевозможный товар, от бронзовых часов, мраморных амуров и инкрустированных роялей, способных украсить апартаменты самого престижного пятизвездочного отеля, до цветочных натюрмортов XVII в., пейзажей, предназначенных для дома и офиса, и современных интерьеров в стиле hi-tech.

Наши соотечественники обошлись с современностью смелее. Немало известных московских галерей сочли возможным оформить собственный стенд на Салоне. И здесь напрашивается вывод: попав в эксклюзивное, стильно оформленное и хорошо освещенное выставочное пространство, даже самые сомнительные произведения выглядят эффектно. И пусть выставленные в Галерее Гельмана супрематические бутерброды "Синих носов" совсем недавно скромно закрывали угол тесного Фотоцентра во время Фотобиеннале, а части полиптиха "Последняя революция" группы "АЕС" попадались вам под руку и на той же Биеннале, и на последней "Арт-Москве" – здесь они приобретают новое звучание. Да и многочисленные иностранные гости едва ли знают о том, что эти работы давно и безуспешно бродят по московскому арт-рынку.

И все же нельзя забывать, что подобное мероприятие совершенно уникально для нашей страны, где организация бюрократического аппарата и таможенные правила абсолютно не рассчитаны на столь краткосрочный ввоз и вывоз всех тех несметных сокровищ, которые представлены на стендах десятков иностранных галерей. Борьба с этими препонами, отягощенными пошлейшей коррупцией, – один из главных подвигов организаторов проекта. А хороших картин они нам еще привезут.

Выбор читателей