|
Однако повестка дня была существенно скорректирована рядом выступлений, звучавших как с трибуны, так и в кулуарах съезда. Речь идет о легитимизации непризнанных республик, заявивших о своем отделении от государств, возникших в результате распада СССР. Эта тема приобрела особую актуальность в связи с прошедшим в воскресенье референдумом в Черногории, которая обрела независимость и вышла из состава союзного государства Сербия и Черногория. В этой связи российские армяне, а также гости съезда, не могли не коснуться темы признания Нагорного Карабаха (НКР) независимым государственным образованием. Президент НКР Аркадий Гукасян отметил, что признание результатов референдума о независимости Черногории является важным прецедентом. Он заявил: "Если мировое сообщество готово признать независимость Черногории и Косова, то я думаю, им будет очень сложно объяснить, почему они не признают Нагорный Карабах". Гукасян напомнил, что именно проведение референдума, на котором жители Нагорного Карабаха приняли решение об отделении от Азербайджана, стало поводом для развязывания войны. "Народ Нагорного Карабаха выстоял в навязанной ему Азербайджаном войне и сейчас строит собственную государственность, и у нас есть все основания рассчитывать на признание международным сообществом. Альтернативы этому я не вижу", – сказал Гукасян.
Министерство иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики также выступило с заявлением в связи с референдумом в Черногории. В заявлении содержится утверждение, что признание его результатов четко демонстрирует "уважение права народа на самоопределение, реализованное посредством всенародного референдума". Такого же подхода вправе ожидать и народ НКР, нуждающийся в создании условий, которые "гарантируют его политическую независимость, экономическую и военную безопасность", послужит основой для "установления прочного мира и взаимопонимания в регионе". Карабахский политолог Давид Бабаян в этой связи подчеркнул, что международному сообществу будет все труднее мотивировать свой отказ признать самоопределение одних наций, признавая это право за другими. Он, однако, предостерег от чрезмерной эйфории по поводу перспектив обретения независимости. "Было бы нежелательно проводить параллели между Черногорией и Карабахом и говорить о повторном референдуме. Ведь Карабах уже самоопределился 15 лет назад. Если же мировое сообщество выскажет желание признать НКР посредством повторного референдума, то данный референдум должен проводиться исключительно с учетом нынешних реалий", – заявил Бабаян. Другими словами, по мнению политолога, азербайджанцы, проживавшие в республике до начала военных действий, не должны принимать участие в референдуме. Это, впрочем, скорее косовский сценарий. Кстати, председатель постоянной комиссии Национального Собрания Нагорного Карабаха по внешним сношениям Ваграм Атанесян полагает, что Европа, в случае с признанием независимости Косова, "содействует явному сепаратизму", тогда как отделение Нагорного Карабаха прошло "в общем контексте развала Советского Союза" и не противоречит никаким действовавшим на тот момент внутренним или международным правовым актам.
Армянские политики солидарны со своими карабахскими коллегами. Глава Национально-демократического союза (НДС) Армении, экс-премьер министр Вазген Манукян также отметил, что черногорский референдум важен "как прецедент", а глава представитель Бюро Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" Киро Маноян заявил, что признание права народа на самоопределение, продемонстрированное мировым сообществом, "применительно также к Нагорному Карабаху".
По поводу мира и безопасности в регионе высказался президент Союза армян России Ара Абрамян. Он заявил, что стремление Азербайджана и Грузии в НАТО представляет большую опасность для Армении, заинтересованной в сохранении баланса сил в регионе. "Армяне всегда хотели, чтобы российские военные базы, раз они выводятся из Грузии, выводились бы в Армению. И хорошо, что именно так сейчас и происходит", – добавил Абрамян. Бакинская газета "Зеркало" в свою очередь отмечает, что Азербайджану вряд ли стоит особо обольщаться по поводу позиции России по Карабаху. "Надо учитывать, что международное сообщество готово поддержать любой вариант урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в том числе вне учета принципа территориальной целостности. Хотя в определении подходов к урегулированию других конфликтов на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье) международное сообщество четко придерживается принципа территориальной целостности" – так издание прокомментировало заявление руководителя Четвертого департамента МИД РФ Андрея Келина на встрече с азербайджанскими журналистами, где российский дипломат утверждал, что "Абхазия де-факто сложилась как независимое образование и не может воссоединиться с Грузией, а Карабах – это другое дело". Келин уклонился от ответа на вопрос о том, каким должен быть статус Нагорного Карабаха, заявив, что этот вопрос должен быть согласован конфликтующими сторонами. Он добавил, что попытка силового решения конфликта одной из сторон может привести к международной изоляции и соответствующим последствиям. В то же время заведующий отделом Турции Института истории армянской Академии Наук Рубен Сафрастян предостерег от прямых параллелей между ситуацией в Карабахе и в Черногории.. Пример референдума в Черногории не может быть применен к Нагорному Карабаху, поскольку Азербайджан, в отличие от Сербии, никогда не согласится с результатами референдума и не признает независимость НКР.
Выступивший на съезде Союза армян России лидер ЛДПР Владимир Жириновский абсолютно не согласен с пессимистическим сценарием армянского эксперта. Он заявил: "Если албанцы на чужой территории получают право создать собственное независимое государство, то древний армянский народ должен получить право восстановить свою территорию". Жириновский продолжил в том смысле, что сербов, конечно, жалко, но созданный прецедент является положительным сигналом для Арцаха (древнее армянское название Нагорного Карабаха – Y), Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Теперь, по мнению Жириновского, у России появляются все основания признать независимость этих территорий, входивших когда-то в состав Российской империи. При чем здесь империя осталось непонятным, а вот употребленное Жириновским название Арцах и изложенные им идеи нашли горячий отклик в сердцах присутствующих.