|
Неповоротливая государственная экономика Белоруссии, устроенная на советский манер, не в состоянии предложить товары и услуги, которые имели бы какую-то цену на свободном рынке, так что Россия была и остается ее основным экономическим партнером. Но самое главное – Белоруссия получала российские энергоносители по льготным ценам, что позволяло Лукашенко не задумываться над модернизацией страны. Батька не забывал постоянно подчеркивать необходимость скорейшей интеграции, однако дело не двигалось – он хотел, чтобы за это платила Россия. Причем речь идет, ни много ни мало, о нескольких миллиардах долларов, которые Белоруссия якобы потеряет, если будет заключать союзный договор. До какого-то момента все происходило по сценарию Лукашенко – его уговаривали, ждали позитивной реакции, но в ответ Москва получала обещания еще раз рассмотреть тот или иной вопрос.
Однако всякому терпению приходит конец. В конце мая в рамках заседания межгосударственного совета Евразийско-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) премьер-министр Михаил Фрадков призвал поскорее завершить создание союзного государства. К тому времени уже было озвучено стремление "Газпрома" повысить цены на продаваемый Белоруссии газ. Фрадков дал понять, что Россия не собирается и дальше спонсировать страну, которая спекулирует на идее союзного государства, отказываясь предпринимать конкретные шаги в направлении его создания.
Минск вновь отказался идти на уступки, заявив, что разногласия по вопросу о цене на газ не смогут поссорить Белоруссию и Россию. Вся эта поднадоевшая риторика, фальшивые уверения в дружбе и уважении к России, на которые Лукашенко никогда не скупился, раньше работала неплохо. Однако, похоже, Москва рассердилась не на шутку и отступать не намерена. По некоторым данным "Газпром" собирается предложить Белоруссии свой газ по цене $ 200 за тысячу кубометров. Правда, Белоруссии дали время на размышление – до ноября. Лукашенко ответил развязыванием "таможенной войны", арестовав российские грузы, которые следовали транзитом через Белоруссию. Он заявил, что белорусская сторона будет делать все, чтобы интеграционные процессы в рамках СНГ развивались, однако подчеркнул, что на территорию Белоруссии ввозятся товары, которые, якобы, должны следовать транзитом, но на самом деле остаются в республике. "Это кошмар для нашей страны", - заявил Лукашенко.
Впрочем, надо полагать, что Батька похорохорится, да и отступит. Строго говоря, ему просто некуда деваться. В глазах США и Европейского Союза он является "последним диктатором в Европе" - это мнение только закрепилось после его "неожиданной" победы на последних выборах. Отсутствие демократии в республике, фальсификация результатов референдума, сам факт избрания на третий срок – все это делает белорусского президента абсолютно неприемлемой для Запада фигурой.
Руководителям белорусского государства запрещен въезд в западные страны, их счета в западных банках обещают арестовать (если найдут, конечно; пока сведений о наличии у Лукашенко зарубежных активов не поступало). Так что особого выбора у Александра Григорьевича нет. Однако прежде, чем окончательно капитулировать, Лукашенко решил пойти ва-банк. Вчера он заявил, что Белоруссия никогда не войдет в состав России. В ходе встречи с губернатором Алтайского края Александром Карлиным Лукашенко сказал: "Беларусь - красивая самодостаточная страна. Нам это не нужно". Белорусский президент, как всегда, сделал реверанс в сторону России, сообщив, что его страна по-прежнему привержена идеям интеграции. "Мы не являемся противниками Союза, как некоторые говорят. Наоборот, сегодня весь мир поделен на союзы, и за ними – будущее", - сказал Лукашенко.
Из его выступления можно сделать вывод, что Россия стремится поглотить Белоруссию. Однако проект союзного государства вовсе не лишает Белоруссию суверенитета. Правда, деньги должны будут печатать в Москве, а не в Минске. Может быть, поэтому белорусский президент счел нужным затронуть вопрос о введении единой для союзного государства валюты. Он отметил, что этот вопрос должен быть прописан в Конституционном акте союзного государства, который будет приниматься на референдуме – дескать, "нельзя ставить телегу впереди лошади".
Как бы то ни было, скоро Лукашенко предстоит решать, как предотвратить повышение цены на газ. Пойдет ли он на форсирование реального интеграционного процесса – создание союзного государства, введение общей валюты, функционирование общего законодательства в таможенной и иных сферах, относящихся к ведению союзного государства? Скорее всего, белорусский лидер попытается избежать создания любой конструкции, которая ограничит его власть. Значит, придется расплачиваться другими способами – например, продажей "Белтрансгаза" российскому "Газпрому". Однако безнаказанно водить Россию за нос у Лукашенко больше не получится.