Путешествие в Армению

Читать в полной версии →
По случаю наступающего Года Армении в Российской Федерации в Москве практически одновременно открылось сразу несколько выставок, посвященных русско-армянским культурным и художественным связям


ФОТО: museum.ru



По случаю наступающего Года Армении в Российской Федерации в Москве практически одновременно открылось сразу несколько выставок, посвященных русско-армянским культурным и художественным связям. Любителям проверенных фактов и точных дат имеет смысл отправиться в Политехнический музей. Здесь работает экспозиция "Диалог двух культур. Русско-армянские культурные связи. XIX-XX вв.", созданная усилиями сотрудников крупнейших российских и армянских архивов. Выставка, несомненно, станет откровением в первую очередь для тех посетителей, которые со времен социалистического равенства и братства не привыкли вдаваться в генеалогические подробности и никогда особенно не интересовались национальным происхождением крупнейших представителей "русской культуры". Разумеется, фотография замечательного актера Фрунзика Мкртчяна, автографы Мариэтты Шагинян, нотные тетради Арама Хачатуряна или рисунки и наброски Мартироса Сарьяна – экспонаты, вполне ожидаемые. Так же, как и документы, касающиеся истории армянской церкви в России. Но, оказывается, с армянской культурой были тесно связаны Евгений Вахтангов или, например, известный художник Иван Айвазовский. Несмотря на документальный характер выставки, кураторы проекта стремились подчеркнуть в первую очередь неофициальную сторону российско-армянских связей, выражавшуюся в народной любви к талантливым актерам, писателям, музыкантам и художникам.

Между тем в залах Государственной Третьяковской галереи открылась небольшая выставка "Искусство Армении. XX век". Как известно, всего несколько десятилетий тому назад почти каждая социалистическая республика могла похвастаться весьма весомыми достижениями в области культуры и искусства. В Прибалтике сложилась сильная школа графики, из республик Средней Азии вывозили произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства, а самые важные и интересные кинособытия в стране не обходились без участия грузинской киностудии. Что касается живописи, то самые оригинальные картины советские искусствоведы и кураторы неизменно находили в Армении. Именно здесь сохранились и нашли свое развитие живописные традиции, заложенные еще в начале столетия. Лучшие работы попадали в столичные музеи. В 1970-1980-е годы в Государственной Третьяковской галерее сформировался целый фонд современного искусства Армении.


Фото: museum.ru

Ядро выставки составили картины Мартироса Сарьяна – одного из лучших армянских художников первой половины XX столетия, широко известного не только у себя на родине, но и в Европе. В соответствии с общей идеей проекта, в экспозицию вошли только те произведения, которые были созданы Сарьяном непосредственно в Армении, благо в 1921 г. художник поселился в Ереване и вскоре сделался основоположником современной армянской школы живописи. Он не прерывал своих связей с художественной жизнью России, участвуя в деятельности общества "Четыре искусства", но именно в Армении красочные, поэтические и всегда немного ирреальные пейзажи Сарьяна, долго работавшего в русле символизма, приобрели подчеркнуто национально-романтичный характер.

Творческое наследие Сарьяна оказывало сильнейшее влияние на армянских художников вплоть до 70-х годов прошлого столетия. В экспозицию вошли картины М. Аветисяна – одного из любимых учеников мастера, успешно возрождавшего традиции национального искусства, и С. Мурадяна, сумевшего соединить декоративные принципы армянской живописи с новыми тенденциями в живописи этой эпохи. Их произведения дополнены полотнами художников, менее известных широкой публике, но считающихся классиками армянской школы живописи.

Отдельный раздел выставки посвящен армянской скульптуре. В залах Третьяковки представлены работы Ю.Петросяна, Н.Никогосяна, М.Назаряна, Г.Франгуляна, Н.Карганяна и других мастеров второй половины ХХ века.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей