Ученые разложат Бонда по полочкам

Читать в полной версии →
Самые великие умы планеты собрались во Франции, чтобы исследовать "поразительный культурный феномен" созданного Яном Флемингом агента 007 и изучить "социоантропологию бондианской вселенной"




Великий шпион Джемс Бонд, несмотря на свою более чем 30-летнюю карьеру в литературе и кинематографе и неоспоримом влиянии на культурный процесс ХХ в., до сих по оставался лишь достоянием масскульта. Жаркие дискуссии о плюсах и минусах бондианы, неизменно разгоравшиеся после выхода каждого нового фильма, существовали исключительно в плоскости искусства, а желание спорить о Бонде возникало только у кинокритиков да фанатов. Яна Флеминга, создавшего своего героя из садовода и женского туалета, никогда не называли великим писателем, а фильмы об агенте 007 считались явлением поп-культурным, не требующим серьезного к себе отношения.

Однако все течет, все изменяется. Изменился и взгляд на самую популярную и продолжительную шпионскую сагу в истории. Из качественной, но коммерческой голливудской киножвачки Джеймс Бонд неожиданно для себя превратился в культурный феномен, который привлек к себе внимание высоколобых интеллектуалов, вдруг спустя годы увидевших в нем "поразительный культурный феномен".

Именно так отзывается о бондиане историк Национальной библиотеки Винсент Шениль, один из организаторов международной конференции "Джеймс Бонд (2)007: Культурная история и эстетические каноны саги", которая в эти дни проходит во Франции. Этот первый в истории научный коллоквиум, предметом которого является агент 007 и только он, занимается "социоантропологией бондианской вселенной". В течение трех дней ученые из разных стран будут исследовать, проводить психоанализ, разбирать на части и изучать различные стороны образа галантного шпиона.

"Мы смеемся над фильмами о Бонде. Но я думаю, при желании, можно ко всему отнестись серьезно", – говорит французский сценарист Жан Франсуа Гален, автор пародии "ОСС 117. Каирское гнездо шпионов". Организаторы конференции отнеслись к агенту 007 со всей серьезностью. Деньги на проведение коллоквиума выделили Национальная библиотека Франции и Университет Версаля. Доклады подготовили самые авторитетные ученые и культурные деятели, которые выскажутся по таким темам как "Швейцария как финансовый рай в произведениях о Бонде", "Геополитика Джеймса Бонда", "Эволюция женского образа в произведениях о Джеймсе Бонде" и "Метаморфозы и постоянство личности Бонда".

"Эта конференция революционна, – считает Люк Шанкленд, преподаватель отделения культурологии и СМИ в Сорбонне и автор будущей диссертации о Бонде и британском культурном самосознании. – Привнести этот артефакт популярной культуры в высоколобую среду Национальной библиотеки – это своего рода провокация. В интеллектуальных кругах считалось табу говорить, что тебе нравится Джеймс Бонд". Теперь это табу сорвано.

Возникает только вопрос, почему столь важная конференция проводится во Франции, а не на родине знаменитого шпиона – в Великобритании. Как выяснилось, несмотря на английский лоск агента 007, французы привыкли считать его своим. И на то они имеют множество причин.

К примеру, Ян Флеминг говорил по-французски и передал это умение своему герою. Действие книги "Казино "Рояль" разворачивается во Франции. Бонд на дух не переносит английский чай, зато обожает французский аперитив Lillet и коньяк Bollinger, пользуется французской зажигалкой и запонками S.T.Dupont. В своей экранной жизни знаменитый любовник заводил романы с многими французскими актрисами, среди которых Софи Марсо, и даже девушка из последнего фильма Ева Грин, этакая холодная англичанка, - не самом деле наполовину француженка. Кроме того, "классический Бонд" Шон Коннери является кавалером Французского почетного легиона и командором искусств и изящной словесности, а звезда французского кино Жан-Поль Бельмондо прекрасно пародирует агента 007 в фильме 1973 г. "Великолепный", снятом Филиппе де Броком.

Ко всему прочему "Джеймс Бонд – очень убедительная фигура для Франции", уверен Юбер Бонэн, специалист по экономической истории из Бордо. "У нас во Франции существует миф спасителя, который воплощался в облике Бонапарта, Де Голля, – говорит он. – Здесь мы тоже видим "героя, ниспосланного провидением".

Александр СТАРКОВ |
Выбор читателей