ФОТО: AP |
По мере того, как человечество теряло веру в неземные цивилизации и погружалось в техногенное одиночество, "ожидаемые" формы жизни постепенно редуцировались – воинственные гуманоиды-захватчики превратились в слабых, вымирающих коротышек, затем люди еще немного снизили планку ожиданий, и стали воображать хилые растеньица посреди выжженных городов, но время шло, а марсоходы только ворошили грунт. И теперь народы Земли жаждут увидеть хотя бы крохотную клетку, несчастное одноклеточное – уже приятно! Уже ради этого можно будет строить космодромы и печатать туристические программки.
Ждать осталось немного. Совсем чуть-чуть. Может быть, в этот раз природа вознаградит нас за скромность и откроет последнее прибежище марсианской жизни.
Кое-что, собственно говоря, уже открылось. Американский космический аппарат Mars Odyssey, прибывший на орбиту Марса в октябре 2001-го, передал на Землю новые снимки, сделанные с помощью модуля Themis, который используется для составления климатических карт поверхности планеты. Внимание ученых привлекли семь областей с особым температурным режимом; кроме того, специалисты NASA отметили в каждой из них резкое изменение ландшафта. Объяснение этой аномалии могло быть только одно – пещеры. На поверхности Марса есть пещеры. Вскоре догадка ученых подтвердилась: на фотографиях, полученных с Odyssey, обнаружились естественные образования, действительно напоминающие гигантские гроты. Для удобства им решили присвоить имена – Дэна, Хлоэ, Уэнди, Энни, Эбби, Ники и Джинни.
Размеры ходов колеблются от 100 до 300 м в поперечнике, глубина достигает 70 метров. Исследователи предполагают, что, если на Марсе и была жизнь, то сохраниться она могла только здесь. В пещерах, очевидно, есть вода; микроорганизмы должны быть хорошо защищены от солнечной радиации и микрометеоритов. Дна достигает лишь малая часть губительных УФ-лучей и заряженных частиц, бомбардирующих планету, поэтому шансы на выживание у микромарсиан достаточно высоки. Если кто-нибудь остался. Мы очень на это надеемся.