Борьба за Черное море ужесточается

Читать в полной версии →
На стамбульском саммите Россия показала, что держит инициативу черноморского сотрудничества в своих руках и занимает довольно сильные позиции в регионе – в основном, благодаря энергетике




На состоявшемся на днях саммите Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в Стамбуле отчетливо обозначилась новая линия противостояния в Причерноморье. В состязание за Понт Эвксинский вступили Россия и Европейский союз. Первая уже заручилось поддержкой некоторых стран ЕС (Греции и Болгарии), а причерноморские республики СНГ (Молдавия, Грузия, временами – Украина) явно выступают на стороне Европы. Только Турция, возможно, сохранит свой собственный курс.

На стамбульском саммите Россия показала, что держит инициативу черноморского сотрудничества в своих руках и занимает довольно сильные позиции в регионе – в основном, благодаря энергетике. Как раз накануне "Газпром" и итальянский газовый концерн Eni подписали соглашение о создании системы новых газопроводов по дну Черного моря – так называемого "Южного потока". В отличие от "Голубого потока", он пойдет от берегов России не в Турцию, а прямехонько в ЕС в лице Болгарии. Таким образом – к великому недовольству Анкары – Россия и здесь продолжает свой курс на отказ от посредников. Вместо посредников – море. Преодолев его, российский и центральноазиатский газ (в неопределенных пока объемах и неведомыми пока путями) направится через Грецию в Италию и через Румынию и Венгрию вглубь Европы.

Для привлечения большего числа партнеров было объявлено о том, что проект открыт для участия компаний из третьих стран (только подводную часть российская и итальянская сторона поделили между собой в равных долях). Причем, по словам зампреда правления "Газпрома" Александра Медведева, создавать единую компанию, которая бы курировала строительство газопровода от начала до конца, вовсе не обязательно. Оптимальным было бы создание нескольких корпораций, которые действовали бы в рамках разных законодательных систем на отдельных участках проекта.

О своем участии в проекте тут же заявили Греция и Болгария. Если вспомнить, что эти две страны являются также партнерами России в проекте создания нефтепровода Бургас–Александруполис, то невольно возникает мысль о формировании некого "православного энергетического сообщества", затрагивающего ЕС и сильно контрастирующего с общим враждебным настроем Европы в отношении российской нефтегазовой экспансии.

Встреча в верхах в Стамбуле прошла под впечатлением от российских энергетических инициатив. В итоговой декларации саммита было отмечено, что ОЧЭС намерена принимать участие в осуществлении масштабных проектов. "Впервые за последние годы организация приступает к реализации крупных проектов", – отметил по этому поводу глава российского МИД Сергей Лавров. Но стратегические планы РФ еще шире: "мы выдвинули инициативу координировать энергостратегию стран-участниц ОЧЭС, что предусматривает обеспечение взаимовыгодного и открытого доступа как к энергоресурсам, так и к энергорынкам", – сказал Лавров. А Владимир Путин на саммите уточнил, что Россия намерена продвигать проект "Черноморское энергетическое кольцо", который позволит сформировать единый региональный энергетический рынок. Доминировать на этом рынке будет Россия, получающая таким образом контроль над регионом.

Лавров напомнил, что Россия является инициатором строительства не только нефте- и газопроводов, но и реализации других проектов в рамках ОЧЭС, например, возобновления паромного пассажирского сообщения между черноморскими портами. Нашей страной выдвинута также идея создания автомобильного кольца вокруг Черного моря. Недавно, кстати, завершился автопробег по предполагаемому маршруту кольцевой дороги. Водители, представляющие все 12 стран ОЧЭС, выяснили, где дорога уже есть, где она нуждается в модернизации, а где предстоит строить ее с нуля. Заодно выяснилось, что главным препятствием для открытия кольцевого движения вокруг Черного моря являются не дороги, а политика. Так, армянского водителя не пустили на территорию Азербайджана, а азербайджанский водитель сам отказался ехать через Армению... Элемент неопределенности в планы ОЧЭС вносят и "замороженные конфликты" вокруг самопровозглашенных республик – Абхазии, Приднестровья, Нагорного Карабаха. Одним словом, черноморское сотрудничество далеко от совершенства.

Пока Россия утверждается на Черном море посредством инфраструктурных проектов, на сцене появляется новый игрок – Евросоюз. Болгария и Румыния, вступившие в ЕС в этом году, обеспечили Брюсселю право заявить о своем непосредственном участии в черноморском сотрудничестве, и на саммите в Стамбуле Еврокомиссия получила статус наблюдателя в ОЧЭС. Таким образом, в черноморском пасьянсе у России появился мощный конкурент, каких не было со времен Османской империи. Нынешняя Турция тоже обладает немалым влиянием в регионе, однако оно несопоставимо с возможностями Евросоюза. ЕС, являясь крупным потребителем энергоносителей, желает разнообразить своих поставщиков и по возможности уменьшить влияние России на поставки нефти и газа. Таким образом, в Причерноморье – все более значимом транзитном регионе – интересы Евросоюза неизбежно будут сталкиваться с российскими. Это уже происходит: "Южный поток" стал прямым конкурентом давно вынашиваемому в ЕС проекту газопровода Nabucco, который предполагает поставки того же центральноазиатского (а в перспективе, возможно, и иранского) газа в Европу, но только не через Россию, а через Турцию. Теперь перспективы этого проекта становятся довольно призрачными.

Впрочем, в Черноморском регионе слишком много разнообразных игроков, стратегии и задачи которых сильно различаются. Все еще может измениться, и не в пользу России. Например, свое веское слово пока не сказали США, имеющие непосредственный интерес в турецких и болгарских нефтегазовых проектах. Сама же Турция, теоретически, должна выступить на стороне Евросоюза, поскольку "православные" энергетические инициативы умаляют ее транзитное значение. Основная борьба за Черное море еще впереди.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей