|
Концептуальные принципы новой редакции конституции Ющенко представит для широкого обсуждения в ближайшее время и обещает, что общественное мнение станет в этом вопросе решающим. При этом, судя по тону, в публичной поддержке своей инициативы он нимало не сомневается. Однако если с "необходимостью достижения качественно высшего уровня конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина", обозначенной в качестве одного из приоритетов президентской версии Основного закона, вряд ли кто-то поспорит, тезис о закреплении принципов европейской интеграции Украины "как надежной основы для ее развития" может вызвать споры. Как и многие прочие новшества предлагаемого документа.
Сейчас на Украине существует один предельно бестолковый законодательный орган, занимающийся, в основном, коалиционными разборками, личными интригами и – в перерывах – активной лоббистской деятельностью. По новой конституции, удваивается не только эта радость, но и сопутствующие ей атрибуты: вряд ли депутаты Рады упустят шанс сцепиться с новыми спарринг-партнерами в лице сенаторов. Следовательно, принимать законы будет просто некогда: полгода после выборов уйдет на оглашение претензий проигравших, еще полгода – на формирование коалиции большинства, а затем начнется самое интересное. Поскольку окончательную точку при принятии решений будет ставить не парламентское большинство, а сенаторы, смысл формирования первого и вообще принципиальная значимость депутатской работы нивелируется. При любых итогах выборов Рада становится номинальным органом, способным штамповать лишь законы, нужные президенту. Зато у последнего, помимо прочего, освобождается уйма времени на прочую общественно-полезную деятельность. Тратить силы на ветирование "плохих" законов ему больше не придется, за него это будут делать специально обученные цензоры из числа его же челяди, а сам Ющенко сможет переписать еще что-нибудь – например, букварь. Или Библию.
Аргументация сторонников новой конституции пока звучит не очень убедительно. По мнению замглавы секретариата президента Игоря Пукшина, "полномочия двухпалатного парламента позволят качественно повысить создание законов и преодолеть коррупцию в парламенте". Однако более вероятно другое: так как "отстегивать" теперь придется еще и сенаторам, стартовая цена любого закона сильно возрастет. Каким образом это помешает коррупции, пока не вполне ясно.
Одним словом, дивиденды для народа от президентской конституции пока более чем сомнительны, элиты явно будут недовольны. Однако чтобы предлагаемое блюдо кушалось охотнее и трансформировалось на выходе в нужный президенту продукт, его приправят специальными добавками. Ющенко обещает согражданам ряд новых прав: в частности, внедрение неких институтов конституционной жалобы и народной законодательной инициативы – "механизмов, которые шире позволят отстаивать права и требования людей в Конституционном суде и Верховной раде". То есть непрерывное "зрелище" (вероятно, на случай отсутствия "хлеба") будет обеспечено трудящимся в лучшем виде и в режиме реального времени, при их непосредственном участии. Только у трудящихся точно нет столько денег, чтобы пропихнуть свою инициативу через верхнюю палату, а значит, и здесь весь пар уйдет в свисток.
Еще один настораживающий факт: по словам президента, вмешательство в Основной закон в 2004 г. "завело страну в тупик и создало жизненную угрозу украинской демократии". Фактическое изменение конституционного строя "было осуществлено без участия и учета мнения народа, а нарушения конституции стали нормой на фоне масштабной парламентской коррупции, ревизии воли избирателей и деградировавшей политической культуры". "Как глава государства я обязан остановить и остановлю этот хаос, – отметил Ющенко. – Нам нужна конституция как единый общественный договор".
Под "хаосом" президент подразумевает конституционную реформу 2004 г., в результате которой Украина перешла от президентско-парламентской к парламентско-президентской республике. Согласие Ющенко на эти изменения, как известно, и стало основой компромисса во время прошлых президентских выборов: Ющенко пообещал провести политреформу, а Янукович сделал вид, что проиграл выборы. Теперь очевидно, что никакой политреформы в стране не будет.
Так что спикеру разогнанной Рады Морозу остается лишь горько плакать над упущенными возможностями – хотя его законопроект, предусматривающий ограничение президентских полномочий, на самом деле не имел вчера никаких шансов (Рада нелегитимна, да и нужного количества голосов спикер бы не собрал). После консультаций между СПУ, ПР, КПУ и БЮТ (которую сейчас возглавляет Николай Замковенко) было принято решение отложить инициативу Мороза, "чтобы иметь возможность популяризировать ее содержание". Однако вместо этого спикеру пришлось вечером популяризировать инициативу оппонента. Назвав двухпалатный парламент "шагом к авторитаризму", Мороз подчеркнул, что назначение сенаторов из числа губернаторов, которые назначаются президентом, "является насмешкой над парламентаризмом".