|
То, что подобные допущения выглядят сегодня вполне себе экспертно, а стало быть, респектабельно, есть следствие высокого градуса непредсказуемости действий власти, которые были ею явлены в последние дни. А точнее - непредсказуемости действий лично Владимира Путина, очевидным образом реализующего жесткий, закрытый для посторонних план по претворению в жизнь операции "Преемник". Уже всем очевидно, что логика этого плана и в дальнейшем не будет совпадать с представлениями самих элит, с представлениями экспертного сообщества о целесообразности поведения Путина в этот ответственный политический период. Ведь назначение 66-летнего Виктора Зубкова председателем правительства трудно объяснить в принципе. Особых причин менять главу кабинета в момент выборов у Кремля не было: Фрадков был вполне лоялен власти, достаточно "техничен" для того, чтобы выборы прошли без досадных осложнений, и вполне смекалист для того, чтобы в нужный момент "сдать" непопулярных в народе министров вроде Зурабова, Яковлева или Реймана.
Если условиться, что сменивший Фрадков Зубков не мыслится в качестве преемника, то тут сценария два. Первый подразумевает, что премьер, несмотря на свой возраст и достаточно специфический управленческий опыт, обладает неким набором талантов, необходимым в деле опеки реального преемника. И тогда Зубков - это всерьез, по крайней мере, на год - два. Принято считать, что нынешний премьер стоит вне существующих сегодня кремлевских групп (хотя есть и прямо противоположное мнение, связывающее новичка с "силовиками", сплотившимися вокруг Сечина). В этом случае премьер с его ответственным отношением к делу и неоспоримым статусом "назначенца" Путина может какое-то время после избрания преемника страховать того, отражая возможные нападки со стороны проигравших группировок. Как это будет работать, представить достаточно сложно, не зная ни реальных полномочий (сегодняшних и будущих) Зубкова, ни сути так называемого "компромисса элит", к которому Владимир Путин эти элиты должен будет принудить.
Второй сценарий кажется более реалистичным, хотя и более изощренным. По нему Зубков уже в мае следующего года в соответствии с Конституцией подает в отставку вместе с уходящим Владимиром Путиным, освобождая кресло тому, кто займет второе место по результатам президентской гонки. Суть подобного маневра в том, что этот "№2" (как, впрочем, и "№1") придет на пост главы кабинета не с должности одного из членов этого правительства, а в качестве лидера политической партии. Именно так будет выглядеть начало реализации в России чего-то похожего на механизм прихода к власти партийного правительства.
Резонен вопрос: почему в этой схеме Путину понадобился именно Зубков, а не Фрадков? Думается, что на это существуют по меньшей мере две причины. Во-первых, опыта проведения реальной состязательной президентской кампании в России практически нет, и нынешний президент не может быть заранее уверен, что все пройдет в соответствии с его представлениями о fair play. Если одна из группировок рискнет зайти слишком далеко в отстаивании своих властных притязаний, то именно Зубков сыграет роль "запасного" на замену. Во-вторых, за три с половиной года своего премьерства Михаил Фрадков не мог не попасть в орбиту притяжения существующих кремлевских кланов. В нынешней ситуации пусть и поневоле, но ангажированный любой из существующих "башен" премьер Владимира Путина не устроит. Если нынешний президент действительно решился на неслыханный эксперимент - предоставить возможность для честной дуэли сразу нескольким кандидатам от власти, вопрос о чистоте этого эксперимента становится наиважнейшим.