|
Сегодня США и почти все страны ЕС, за исключением Кипра, заявляют о готовности признать независимость Косова от Сербии. При этом Запад настаивает на том, что Косово - это исключительный случай: албанцы подверглись этническим чисткам со стороны сербов и не могут проживать с ними в едином государстве.
Однако нельзя не согласиться с тем, что по своей сути конфликты в Косове и на Кавказе имеют много общего. Их причина заключается в том, что национальные меньшинства изъявили желание выйти из состава общего государства, а центральная власть всеми силами противилась этому. Этнические чистки сопровождали как кавказские, так и косовский конфликты, поэтому ссылки на уникальность ситуации в Косове несостоятельны. Да и можно ли рассматривать албанцев исключительно как жертв в условиях, что многие сербы, проживавшие в крае, стали беженцами, а следы их пребывания в этой части Балкан планомерно уничтожаются? И это уже не говоря о том, что политические образования, созданные абхазами и южными осетинами, управляются изнутри и доказали свою жизнеспособность, в то время как Косово находится под управлением ООН и не зарекомендовало себя как самостоятельное государство.
Совершенно очевидно, что в данном случае США и Европа пытаются проводить политику двойных стандартов. В основе этой линии лежит стремление ослабить сербов, которые традиционно ориентируются на Россию, и усилить албанцев как этнос, в гораздо большей степени готовый следовать в русле интересов Запада. Помимо этого, готовясь признать независимость Косова, Вашингтон и Брюссель стремятся сделать реверанс в сторону исламского мира. Религиозный фактор всегда играл важную роль в международных отношениях, и поддержка албанцев отчасти призвана смягчить негативный эффект от вторжения союзнических войск в Ирак.
Однако, решая свои задачи таким образом, Запад заявляет, что Россия не должна пользоваться этим политическим инструментом в своих интересах и признавать независимость тяготеющих к Москве Абхазии и Южной Осетии. "Универсального прецедента не существует. Наши российские друзья говорят, что независимость Косова создаст прецедент. Но мы говорим, что в мире не работает такой принцип. Все конфликты разные", - цитирует Брайзу британская ВВС.
Не секрет, что солидарность Вашингтона с Тбилиси вызвана тем, что Грузия декларирует курс на стратегическое сближение с США, при этом зачастую не считаясь с интересами России. Возникает парадоксальная ситуация, когда, по мнению Запада, признание независимости Косова не может стать прецедентом, а признание Абхазии и Южной Осетии - наоборот. Особый интерес вызывает высказывание Брайзы о возможности признания независимости "неких сепаратистских областей" в самой России. Возникает вопрос: какую именно часть государства американский дипломат имеет в виду? Со времени распада СССР Москва утрачивала контроль только над одним из субъектов федерации - Чечней. Однако уже на протяжении нескольких лет официальный Грозный заявляет о приверженности принципу территориальной целостности России. Оставшиеся отряды сепаратистов крайне немногочисленны и блокированы в горах.
И тем не менее, отвечая на вопросы, Брайза вскользь говорит о том, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии может негативно сказаться на обстановке в Чечне, Кабардино-Балкарии, Дагестане и Северной Осетии. Особый смысл это высказывание получает по той причине, что все перечисленные представителем Госдепа северокавказские республики граничат с Грузией. Как известно, в годы вооруженного конфликта в Чечне территория сопредельного государства активно использовалась чеченскими сепаратистами и их пособниками из других стран в качестве опорной базы. Именно в северных районах Грузии располагались боевики, совершавшие диверсионные вылазки в Чеченской Республике. Означают ли эти слова Брайзы завуалированную угрозу в адрес России, готов ли Вашингтон в случае ответных мер Москвы стремиться к дестабилизации обстановки на всем Северном Кавказе? В любом случае Кремлю придется иметь в виду возможность такого развития событий.