Чайка ищет компромат на Следственный комитет

Читать в полной версии →
Генпрокуратура проводит проверку Следственного комитета при прокуратуре. Очередной раунд борьбы между двумя мощными госструктурами едва ли приведет к громким разоблачениям, но может иметь решающее значение




На этой неделе Генпрокуратура РФ планирует завершить начатую около полумесяца назад проверку недавно сформированного ведомства - Следственного комитета при прокуратуре (СКП). Материалы ревизии должны поступить из региональных и специализированных подразделений ведомства непосредственно в главное прокурорское ведомство для анализа и обобщения не позднее 28 декабря.

Проходящая проверка, пишет газета "Время новостей", является очередным раундом борьбы между ведомством Юрия Чайки и формально подконтрольной ему, но на деле независимой и мощной структурой. Холодная война между двумя организациями продолжается с момента образования СКП.

По некоторым данным, Генпрокуратура две недели назад отправила всем своим подразделениям инструкции, в которых изложено, какие именно нарушения нужно искать в СКП. Особое внимание предполагается уделить состоянию надзора за исполнением законодательства, соблюдению конституционных прав граждан и состоянию прокурорского надзора за процессуальной деятельностью СКП, а также рассмотрению прокурорских жалоб и обращений граждан по вопросам уголовного судопроизводства.

Кроме того, Генпрокуратуру интересует кадровый состав Следственного комитета. Если выяснится, что сотрудники ведомства были оформлены с нарушениями необходимых для специалистов такого уровня требований, прокуратура внесет представление о лишении их статуса следователя и наказании руководящего состава. Если же будут выявлены нарушения законодательства при исполнении своих служебных обязанностей как следователями СКП, так и их руководителями, Генпрокуратура также оставляет за собой право сообщить об этом в другие ведомства для принятия решений о привлечении их к уголовной ответственности.

По мнению экспертов, проводящаяся проверка едва ли приведет к громким разоблачениям и возбуждению уголовных дел. Дело в том, что сама прокуратура никого преследовать уже не имеет права. О нарушениях она должна будет сообщить в тот же СКП, поскольку никто другой против его сотрудников возбуждать уголовные дела не может. В Следственном комитете, вероятнее всего, с претензиями Генпрокуратуры не согласятся, и все выльется в публичную перепалку между двумя ведомствами.

Истинные цели Генпрокуратуры заключаются совсем в другом. "На самом деле эта проверка всего лишь устрашающий маневр, - сказал корреспонденту газеты источник газеты в одном из прокурорских ведомств. - "Сверху" была дана команда найти компромат на СКП, чтобы убедить руководство страны в недееспособности вновь созданного ведомства. Учитывая, какие задачи были поставлены перед проверяющими, не найти нарушений они практически не могут. Тем более что Следственный комитет работает лишь три месяца и еще до конца даже не укомплектован".

Ожидается, что официальные результаты прокурорской проверки СКП будут оглашены на коллегии Генпрокуратуры по итогам работы в прошедшем году, которая обычно проводится в конце января. Впрочем, не исключено, что утечки информации по этому поводу могут последовать уже в первые рабочие дни после праздничных каникул. Таким образом, 2008 г. для российских силовиков, вероятнее всего, начнется с очередного скандала.

Напомним, Следственный комитет при прокуратуре РФ был образован в результате произведенных летом 2007 г. изменений в уголовно-процессуальном законодательстве на базе следственных подразделений прокуратуры. При этом последняя лишилась многих прежних своих полномочий, в том числе и надзора за расследованием большинства уголовных дел. Неудивительно, что представители Генпрокуратуры изначально были против этой реформы, заявляя, что она приведет к массовым нарушениям закона и прав граждан. Но убедить руководство страны в своей правоте они не смогли, и СКП с 7 сентября приступил к работе.

Таким образом, взаимоотношения между двумя силовыми структурами с самого начала оказались далекими от дружеских. По неофициальным данным, ведомства ожесточенно делили помещения, кадры и финансирование. Однако Когда СКП наконец заработал, конфликт вышел на новый уровень - теперь прокурорские ведомства начали обвинять друг друга в необъективности и нарушениях закона при расследовании скандальных уголовных дел.

Из последних громких случаев подобного рода отметим дело замминистра финансов России Сергея Сторчака. Замминистра обвиняли в многочисленных превышениях должностных полномочий, однако СКП, объявляя 3 декабря о возбуждении второго уголовного дела против Сторчака, не пояснил, как именно чиновник превысил свои полномочия. Это дало Генпрокуратуре повод объявить постановление о возбуждении дела незаконным. В свою очередь, сотрудники Следственного комитета не согласились с решением коллег и пообещали опротестовать его в суде.

Месяцем раньше, в начале ноября, Генпрокуратура попыталась организовать контрнаступление против непокорного СКП. Подчиненные Юрия Чайки подготовили законопроект, согласно которому около 60% уголовных дел, находящихся в производстве Следственного комитета, могут быть переданы в другие органы дознания - МВД, таможню, наркоконтроль и другие. В производстве следственных органов, таким образом, должны были остаться лишь дела по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений. Соответствующий законопроект Генпрокуратура намеревалась подать на рассмотрение депутатов парламента.

Майя ГЛУМОВА |
Выбор читателей