Война моторов и желудков: машины проигрывают

Читать в полной версии →
Уровень развития науки и технологий уже достаточно высок для того, чтобы в обозримом будущем предложить населению Земли сразу несколько видов альтернативных двигателей и топлива




Заветная "зеленая мечта" наиболее прогрессивной части человечества о том, что экологически чистое биотопливо заменит бензин и дизель, похоже, так и останется мечтой.

Звездным часом биотоплива стал 2005 г., когда, благодаря хорошим урожаям и низким ценам на исходное сырье, растительное горючее оказалось значительно дешевле традиционного, производимого из нефти и газа. Это повлекло за собой массовое строительство по всему миру заводов по производству дешевого горючего, способного, как тогда казалось, потеснить старые добрые бензин и дизельное топливо. Удачное начало заставило многих экспертов заговорить о скором падении углеводородной монополии, а вместе с ней и мировых цен на нефть и газ. Однако радость оптимистов была недолгой. Рынок сельскохозяйственных культур, используемых при производстве биотоплива, оказался достаточно нестабильным, и цены на "зеленое" сырье резко взметнулись вверх.

"Дальнейшие перспективы развития биотопливной индустрии довольно мрачные, – считает аналитик консультационной компании Frost and Sullivan Крис де Лавин. – И изменить это может лишь падение цен на пальмовое масло или увеличение финансирования со стороны правительств". Стоит напомнить, что за 2007 г. цены на пальмовое масло (один из главных видов сырья для производства биотоплива) подскочили более чем на 50%. Тенденция роста продолжилась и в первые дни 2008 г.: цены на растительное сырье идут вверх под воздействием растущего спроса в странах Азии и плохих прогнозов урожая в Малайзии. На сегодняшний день тонна чистого пальмового масла в Сингапуре стоит более $1 тыс., тогда как традиционное дизельное топливо, произведенное из нефти, продается по цене порядка $780 за тонну.

Главной причиной все более очевидного краха "зеленой мечты" является универсальность растительного сырья, которое может быть использовано для производства как горючего, так и продовольствия. Нефть и газ лишены столь специфического "преимущества", так как относятся лишь к одной, топливно-сырьевой, группе потребления. Это значит, что углеводородам пока не грозит самый главный в условиях планеты Земля вид использования – употребление в пищу. В свою очередь, глобальные изменения, происходящие на планете и сопровождающиеся ростом потребления, практически не оставляют биотопливу шансов составить реальную конкуренцию углеводородам.

Означает ли это, что нефть и газ останутся безальтернативными источниками легко извлекаемой энергии до полного их исчерпания? Вряд ли, но биотопливо никогда не станет им полноценной альтернативой. Причина проста: потребность человека в пище всегда будет иметь приоритет перед потребностью в передвижении и даже обогреве жилища. Явления, подобные биотопливному буму 2005 г., – лишь исключения, подтверждающие правило. Впрочем, окончательно списывать со счетов растительное горючее тоже не стоит. Мировой топливный рынок весьма неоднороден, и в ряде регионов биотопливо на протяжении многих лет является одним из основных источников быстрого получения энергии. Хотя доля таких мест на Земле не так уж и велика.

И все же нельзя сказать, что биотопливный бум пройдет бесследно. Даже несмотря на то что бензин никогда не будет расти на грядках и кустах, по углеводородной топливной монополии нанесен сокрушительный удар. Если еще совсем недавно подавляющее большинство ученых и экспертов не видели серьезных альтернатив нефти и газу, как минимум, в ближайшие 20 - 30 лет, то сегодня от этой однозначности не осталось и следа. Углеводороды уже не рассматриваются как безальтернативное топливо, что является важнейшим психологическим изменением в сознании человечества. Нечто подобное происходило в начале прошлого века с каменным углем и другими традиционными видами топлива. Тогда развитие науки и инженерного дела привело к появлению новых видов двигателей, способных потреблять непривычные для того времени нефть и ее производные. Символично, что нечто подобное происходит сегодня вокруг создания водородных двигателей и водородного горючего. Не исключено, что разрушение мифа о безальтернативности бензина и дизеля (в том числе и благодаря биотопливному буму) добавит энтузиазма ученым и промышленным компаниям, сделавшим ставку на водород.

Нельзя забывать и о том, что нефть и газ являются сырьем для производства широчайшего спектра продукции – от пластиков до лекарств. Это, плюс дороговизна и невозобновляемый характер углеводородных ресурсов, с каждым годом будет провоцировать поиски все новых альтернатив расточительному сжиганию ценного сырья в двигателях и топках.

Уровень развития мировой науки и технологий уже достаточно высок для того, чтобы в самом обозримом будущем предложить населению Земли сразу несколько видов альтернативных двигателей и топлива. Это вовсе не означает, что век бензина и дизеля завершится завтра или через год, хотя углеводородной монополии жить осталось не так уж и долго. Подобный исход вытекает из всей многолетней истории развития техники.

Сергей СЕРЕБРОВ |
Выбор читателей