В театре до последнего надеялись, что актер все-таки изменит свое решение, поэтому даже никакого спектакля на эту дату не назначили. "Но Збруев оказался неумолим, так что сегодня у нас в театре получился выходной, - рассказал художественный руководитель Московского театра "Ленком" Марк Захаров. - Однако Сашу мы все равно поздравим, он - наша история, наша гордость, при этом как был молодым героем, так до сих пор им и остается". По словам Захарова, несмотря на то что актер категорически против всяческих торжеств по поводу своего юбилея, маленький сюрприз артисты Збруеву приготовят.
Александр Збруев родился в Москве, на Арбате. Его отец был крупным руководителем и занимал пост заместителя наркома связи. Мать была из адвокатской семьи, имела актерское образование и на момент рождения сына работала на кинофабрике им. Чайковского. Любопытно, что свою родословную Збруев ведет со времен Петра I. Его бабушка по линии матери была баронессой, мама - столбовой дворянкой.
В конце 1937 г., после возвращения из служебной командировки в Америку, отца арестовали как "врага народа". Суд над ним длился всего лишь 15 минут, и приговор был краток: расстрел. Так что своего отца Александр Збруев живым уже не застал. Вскоре их с матерью, как членов семьи "врага народа", арестовали и этапом отправили на пять лет в исправительно-трудовой лагерь под Рыбинском. И все же судьба оказалась к ним благосклонна. Лагерное начальство пожалело молодую женщину с младенцем на руках и заменило лагерь ссылкой. Там они прожили до 1943 г., после чего им разрешили вернуться в Москву.
В 1945 г. Александр пошел в первый класс 69-й московской школы. По собственному признанию, учился он плохо, не знал алгебру, тригонометрию. Дважды его оставляли на второй год. И если бы не мать, которая всеми силами тянула его из класса в класс, он бы школу так и не окончил. Единственным серьезным увлечением Збруева в школе был спорт: одно время он занимался боксом, затем - гимнастикой. В последнем виде спорта заработал 1-й разряд, неплохо выступал на районных соревнованиях. Однако затем и это дело забросил.
Между тем среди местной шпаны Збруев был в авторитете, несмотря на то что по годам был самым младшим. Прозвище у него тогда было соответствующее его происхождению - Интеллигент.
Свой первый стакан водки Александр выпил, когда учился в четвертом классе. Однако раннее приобщение к алкоголю вызвало у него обратную реакцию: однажды он так напился, что ему стало плохо. Александр Збруев вспоминает: "К моему другу приехал его старший брат - вор в законе, отсидевший много лет на зоне. На пирушку собралось много блатных ребят. И я по-соседски пришел. Там-то я и выпил свой стакан сорокаградусной... Помню огромную скворчащую сковородку - яичница, колбаса, картошка. Первая стопка, вторая - пацан, много ли мне нужно было? А отказаться нельзя, такая мысль даже не возникала. Очнулся в полном разборе, домой под руки вели".
В 1958 г. Збруев окончил десятилетку. К тому времени он уже окончательно определился в своем выборе и решил идти в артисты. Большое значение для него имела встреча с женой Вахтангова (она была подругой его матери), которая в домашних условиях приняла у него экзамен и весьма лестно отозвалась о его артистических способностях.
"Надеяться только на себя!" - вот девиз Александра Збруева с детства. Видимо, руководствуясь им, летом 1958 г., в сопровождении своих дворовых друзей, он пришел к дверям Театрального училища им. Щукина. Экзамены сдавал с таким энтузиазмом и азартом, что его приняли с первого захода. Курсом тогда руководил знаменитый Владимир Этуш. По словам близких людей, Збруев в студенческих спектаклях стремился уйти от своих внешних данных и играл в основном характерные роли: хромых, лысых, толстых и старых персонажей.
Окончив училище в 1961 г., Збруев попал в труппу Театра им. Ленинского комсомола. В спектаклях того периода он в основном играл своих современников, в общем-то, похожих один на другого. Но в 1963 г. в труппу театра пришел Анатолий Эфрос, и именно при нем к Збруеву пришел первый театральный успех. Он прекрасно сыграл роль 17-летнего Марата Евстигнеева из блокадного Ленинграда в спектакле "Мой бедный Марат". Не менее успешными оказались и сыгранные им роли в спектаклях "До свидания, мальчики!", "День свадьбы".
Почти в то же время у Збруева состоялся и кинодебют. Режиссер Александр Зархи пригласил его на роль Димки в свой фильм "Мой младший брат". Картина вышла на экраны страны в 1962 г. и принесла исполнителям главных ролей в ней (Збруеву, Миронову и Далю) первый успех у зрителей.
В 1963 - 1965 гг. актер снялся сразу в нескольких фильмах, среди которых самыми заметными были: "Путешествие в апрель", "Пядь земли", "Чистые пруды". Большой удачей актера в кино стала роль сотрудника ОБХСС Алешина в фильме Герберта Раппопорта "Два билета на дневной сеанс". Наверное, одним из первых советских актеров Збруев воплощал на экране не кондового, во всем правильного милиционера, а вполне обычного паренька с улицы, волею судеб оказавшегося в органах. Выйдя на экраны страны в 1967 г., фильм получил самые лестные отзывы публики.
В начале 70-х гг. Збруев по праву считался одним из самых популярных актеров советского кино. Известность актеру принесли детектив "Круг", который был продолжением знаменитых "Двух билетов на дневной сеанс", романтическая мелодрама "Романс о влюбленных", где он сыграл хоккеиста Волина и, конечно же, телефильм "Большая перемена".
Практически все молодые актеры, снимавшиеся в фильме, стали настоящими звездами. Вот что вспоминает об этой роли сам Александр Збруев: "Когда случилась "Большая перемена", все стали тыкать в меня пальцами: "Ой, Ганжа, Ганжа". Фильм-то на самом деле хороший, сейчас так ностальгически смотрится. Но мне хотелось серьезных ролей, а этот фильм дал мне такого пинка, что я так и полетел вперед с новым именем - Ганжа. Но очень часто оно меня выручало. В трудные времена, когда в стране были проблемы с едой, я, заходя в магазин, с грустью смотрел на пустой прилавок, а продавщица вдруг говорила: "Ой! Ганжа к нам пришел!" Я спрашивал: "А что же у вас пусто?" Она отвечала: "Для тебя - ради бога, чего хочешь!" И доставала "чего хочешь" из каких-то закромов".
Не менее успешно развивалась карьера артиста и на театральной сцене. С приходом в 1974 г. в Ленком нового режиссера - Марка Захарова - дела этого театра явно пошли в гору, и каждый спектакль становился событием в театральной жизни страны. Несмотря на огромную популярность Збруева у зрителей, официальные власти относились к нему с недоверием. Характер он имел достаточно резкий, непреклонный, что чиновниками от искусства не нравилось. Например, в 1980 г., когда Збруев снимался в главной роли в фильме "Кольцо из Амстердама", съемочная группа должна была лететь в Голландию для съемок нескольких эпизодов. Однако режиссеру внезапно заявили, что все актеры лететь могут, а вот Збруев... "Но он же главный герой!" - попытался было возразить режиссер, но этот довод на чиновников не произвел никакого впечатления. Пришлось Голландию забыть и все "западные" эпизоды снимать в Прибалтике.
Еще одна неприятность, правда, уже иного рода, случилась со Збруевым во время съемок картины "Батальоны просят огня": он упал с лошади и сломал правую руку. Из-за этого ему вскоре пришлось бросить занятия теннисом.
В 1989 г. Збруеву было присвоено звание народного артиста России. А в 2003 г. он стал лауреатом Государственной премии РФ и дважды был удостоен премии "Кинотавр" в номинации "Приз за лучшую мужскую роль". Помимо актерской деятельности, Александр Викторович занимается преподаванием - в 2000 г. он набрал актерский курс в РАТИ.