Доллар прекратит свое существование к 2020 году

Читать в полной версии →
Новая единая валюта заполнит собой "долларовое пространство" торгово-финансовых отношений, заняв место теряющего позиции "мировых денег" доллара США




В относительно недалекой перспективе мировую финансовую систему ожидают глобальные перемены. Не так давно в СМИ начала просачиваться информация относительно договоренностей, достигнутых представителями ФРС США, ЕЦБ и Банка Англии о начале работы по созданию новой архитектуры мировой валютно-финансовой системы. В ее основе лежит отказ США, стран еврозоны и Великобритании от собственных валют с переходом к единой денежной единице. Предполагается, что создание новой сверхвалюты должно улучшить позиции развитых стран североатлантического региона на фоне растущей экономической мощи Китая, Индии, России и ряда государств Юго-Восточной Азии.

По сути, новая денежная единица должна заполнить собой "долларовое пространство" мировых торгово-финансовых отношений, заняв место теряющей позиции американской валюты. Другой не менее важной целью ее создания является устранение серьезных торгово-экономических противоречий между традиционными экономическими партнерами – США, Великобританией и государствами еврозоны. В условиях экономического спада в США данный фактор приобретает особую актуальность. Продолжающееся падение доллара по отношению к большинству основных мировых валют больнейшим образом бьет по экспортным возможностям этих стран и, как следствие, по их экономикам. Политика ФРС по снижению учетной ставки на фоне куда более сдержанной денежно-кредитной политики ЕЦБ и Банка Англии вносит все больший диссонанс в североатлантические экономические взаимоотношения. Примером этому являются растущие ожидания аналитиков относительно того, что в ближайшее время руководители ЕЦБ и Банка Англии будут вынуждены последовать примеру ФРС и принять дополнительные меры по вливанию ликвидности на финансовые рынки, а быть может и снизить основные процентные ставки. "Мы движемся в направлении глобального смягчения денежно-кредитной политики", – считает один из главных экспертов инвестиционного банка Morgan Stanley в Лондоне Хоаким Фелс. Между тем руководители европейских центробанков не настроены на снижение ставки, грозящее обернуться повышением доступности средств для конечных потребителей, ведущим к усилению инфляции и усугублению ситуации на рынке недвижимости.

Ожидается, что новая единая валюта будет формироваться по пропорциональному принципу, с учетом экономического "веса" всех участников союза. Не исключено, что за ее основу будут взяты Специальные права заимствования (SDR), эмитируемые МВФ. SDR являются резервным и платежным средством, предоставляемым для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения резервов и расчетов с МВФ. С 1969 г. SDR существует как учетная единица, а с 1979 г. – как основное резервное средство международной валютной системы. Однако коренным отличием новой единой валюты от SDR должен стать полный отказ вступивших в "союз" стран от собственных денежных единиц. По имеющимся данным, новая валюта появится уже к 2020 году. Работа над ее созданием идет достаточно быстрыми темпами на уровне правительств, ЦБ и парламентов стран-участников союза. Известно, что вопрос глобальной денежной единицы не раз обсуждался на закрытых слушаниях в Конгрессе США и парламенте Великобритании.

"Появление идеи новой глобальной валюты, идущей на смену американскому доллару, не является неожиданностью, – считает главный аналитик The First April Consulting Алекс Варовски. – Оно продиктовано желанием мировых лидеров сохранить условия своего лидерства на долгие годы вперед. Возможно, таким образом они намерены исключить ряд оснований для возникновения кризисов. Судя по тому, что в процессе участвует Британия, так цепляющаяся за свой фунт, можно предположить, что дело действительно обстоит серьезно. Хотя, к примеру, не совсем понятно, почему в альянс не взяли канадский доллар, что было бы вполне логично".

Говорить о перспективах и последствиях замены стразу трех ведущих мировых валют одной на сегодняшний день достаточно сложно. Пока вполне очевидно, что таким образом Западу и в первую очередь США (которые, скорее всего, выиграют от реформы более других) удастся надолго оставить за собой контроль как над мировыми рынками капитала, так и над основными сырьевыми рынками, что снизит возможность экономического шантажа со стороны производителей сырья. Также стоит ждать еще большего повышения интереса инвесторов к американским и европейским активам, параллельно со снижением финансового влияния Китая и Индии.

Куда более неоднозначны перспективы реформы для самих стран-участников валютного союза. Чтобы это понять, достаточно обратиться к свежему примеру: формирование зоны евро больно ударило по ряду стран ЕС с наиболее слабыми экономиками. Впрочем, этот же пример говорит о том, что со временем объединение стран "под одной валютой" приносит скорее положительный, нежели отрицательный эффект. А значит, однозначного ответа на вопрос, станет упразднение доллара, евро и британского фунта благом или ошибкой, не предвидится, по крайней мере, до 2020 года.

Рисунок Олега Локтева

Сергей СЕРЕБРЯКОВ |
Выбор читателей