|
Больше половины опрошенных убеждены, что к мошенничеству все чаще прибегают бизнесмены, в том числе при уплате налогов. Чаще всего на это жалуются в Греции, Венгрии и Турции (до 74%), несколько реже - в Германии, Италии, Португалии, Румынии.
Интересно, что в других областях жизни дела обстоят несколько лучше. Жители европейских стран сообщали социологам, что в любви и в учебе их сограждане обманывают не так часто, как при деловых контактах. А вот для американцев, похоже, никакой разницы нет, и обмануть друга или любимого человека (судя по результатам опроса) для них так же легко, как и партнера по бизнесу.
Не удивительно, что североамериканские СМИ полны сообщений об аферах. "Америка переживает сильный кризис духовности, - сказал корреспонденту директор Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. - Американцы чувствуют, что их общество построено не так, как это нужно для будущего. Поэтому закономерна популярность Барака Обамы с лозунгами "Америке нужны перемены".
В России своя специфика. Системная работа налоговых органов и показательные "порки" неплательщиков в казну сделали свое дело, и лишь 39% россиян (против 53% в Восточной Европе) говорят, что мошенничество при уплате налогов сейчас встречается чаще, чем десятилетие назад. Что же касается личных отношений, то на большое количество обманов со стороны людей в этой области жалуются только 25% россиян (против 36% опрошенных в Восточной Европе).
Впрочем, не стоит делать поспешных выводов, утверждая, что наши сограждане однозначно честнее жителей стран Запада. "В России значительную часть общества гложет бедность, - отмечает Евгений Гонтмахер. - Люди пока озадачены удовлетворением первичных потребностей". Наверное, именно по этой причине 62% россиян указали на мошенничество, происходящее в сфере бизнеса.
"Люди стали обманывать друг друга чаще, потому что социум становится все более свободным. Само общество снимает с себя моральные ограничения, меняет нравственные ценности, по-другому относится к нормам поведения. Сам социальный образ становится другим. В бизнесе люди оправдывают себя тем, что они не выживут, если не будут врать", - сказала корреспонденту "Yтра" Анна Карташова, практикующий психолог, руководитель психологического центра "На Волхонке".
"Радикальные нравственные перемены сделали сознание россиян очень неустойчивым, - комментирует результаты исследования глава Социологического центра Российской академии государственной службы Владимир Бойков. - Люди хотят порядка, но, видя беспорядок, сами его продолжают. Люди не любят взяток, но дают их, чтобы облегчить решение проблем".
Здоровая экономика не может сложиться в нездоровом обществе, отмечает также эксперт. "Возможность заработать у нас мало связана с качествами, талантами человека, - говорит Бойков. - Врачи, учителя, которые должны быть средним классом и жить хорошо, оказались социальными аутсайдерами".