|
Теперь в обмен на согласие приютить десять американских ракет-перехватчиков поляки приобретают несколько зенитно-ракетных комплексов Patriot, а также военную базу США на своей земле и гарантии Вашингтона защитить Варшаву от любой внешней угрозы.
Все это зафиксировано в договоре, подписанном замминистра иностранных дел Польши Анджеем Кремером и главой американской делегации на переговорах Джоном Рудом. Количество батарей системы Patriot, полагающихся Варшаве согласно договоренностям, пока не уточняется. Однако известно, что американская военная часть уже в 2012 г. будет выведена с польской территории. Это обстоятельство не отменяет зафиксированных документом обязательств США по предоставлению немедленной военной помощи в случае угрозы Варшаве со стороны "третьих государств".
Напомним, ранее Польша намеривалась выторговать не только ракеты Patriot PAC-3, но и зенитно-ракетные комплексы THAAD и AMRAAM, мотивируя это угрозой со стороны "стран-изгоев", которой она подвергнет себя, соглашаясь разместить элементы американской системы ПРО.
В общей сложности переговоры между Варшавой и Вашингтоном длились 18 месяцев. Всего несколько дней назад премьер-министр Польши Дональд Туск продемонстрировал решимость добиться от США модернизации польской армии уволив главного переговорщика по проблеме ПРО, заместителя министра иностранных дел страны Витольда Ващиковского за излишне проамериканскую позицию. Тогда обязанности по ведению переговоров с Вашингтоном были возложены непосредственно на главу МИД Радослава Сикорского.
Эксперты связывают поспешную сдачу американцами своих переговорных позиций с эффектом, который произвел на Новый Свет разгром российскими войсками созданной и натренированной американцами грузинской армии. Указывается и еще одна причина: в декабре заканчиваются полномочия 43-го президента США Джорджа Буша-младшего - вполне естественно его желание довести до логического завершения один из главных своих проектов в сфере национальной обороны. Тем более что существует реальная угроза свертывания планов строительства ПРО в случае победы на грядущих президентских выборах кандидата от Демократической партии Барака Обамы.
Между тем из Варшавы поступила информация об отмене запланированного на сентябрь визита российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в Польшу. По словам Сикорского, информация об этом была получена из Москвы еще до подписания договора по ПРО и потому связана не с ним, а скорее с ситуацией в Южной Осетии. Польский министр иностранных дел выразил надежду, что "когда в Грузии уляжется пыль после боев, отношения России и Польши вернутся к нормальному уровню".
Впрочем, надежды на это остается все меньше. Комментируя подписание США и Польшей договора о размещении систем ПРО на польской территории, член Совета Федерации, бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов, заявил, что Москва даст на это адекватный ответ. "Подписание этого документа - очередное приближение к нашим границам военной инфраструктуры другой страны", - отметил Попов.
В свою очередь, первый заместитель председателя Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев считает, что подписание США и Польшей договора по ПРО говорит о необходимости подготовки в ближайшее время нового Договора о коллективной безопасности (ДКБ) в Европе. По его словам, в свете последних событий концепция этого документа становится все более ясной, а "болевые точки, которые нужно преодолеть с помощью этого договора, все более очевидны". "Новый договор должен создать ядро здоровых, по-настоящему суверенных государств, действительно озабоченных безопасностью европейского континента", - считает Лихачев.
Российский сенатор также высказал предположение, что американская и польская стороны не случайно выбрали момент подписания договора, когда "международное сообщество оказалось перед серьезной проблемой функционирования международных систем безопасности", что показали события на Северном Кавказе. По мнению Лихачева, подписание договора вряд ли внесет позитивный заряд в развитие американо-европейских отношений и "еще больше отдалит Вашингтон от здравомыслящих сил в Евросоюзе". "Россия, безусловно, должна предельно внимательно отнестись к этому, ведь речь идет о создании новых многофункциональных заслонов на границе России", - добавил сенатор.