Батьке выставили счет за репрессии

Читать в полной версии →
Белорусский политзаключенный Александр Козулин, некогда осмелившийся выставить свою кандидатуру на президентских выборах против самого Лукашенко, а затем угодивший в тюрьму, требует у властей два миллиона евро




Белорусский политзаключенный Александр Козулин, некогда осмелившийся выставить свою кандидатуру на президентских выборах против Лукашенко, а затем отсидевший в тюрьме более двух лет, выставил Батьке счет за моральный ущерб. Помилованный президентом и освобожденный из мест лишения свободы несколько дней назад, Козулин требует у властей своей полной реабилитации и компенсацию в €2 миллиона.

Напомним, лидер белорусских социал-демократов, намеревавшийся свергнуть "диктатуру Лукашенко", был осужден 13 июля 2006 г. за участие в спланированных действиях, нарушающих общественный порядок, и неподчинение милиции. Забрали Козулина после того, как во время оппозиционной демонстрации 25 марта в Минске он призвал собравшихся следовать к зданию объединенного специального приемника-распределителя для освобождения находящихся там "правонарушителей, подвергнутых административному аресту за участие в несанкционированных мероприятиях". Речь шла об активистах, протестующих против "массовых фальсификаций" президентских выборов 19 марта 2006 г., на которых Лукашенко с серьезнейшим отрывом (82,6% голосов) опередил всех оппозиционных кандидатов, вместе взятых (6% тогда набрал единый кандидат от оппозиции Александр Милинкевич и 2,3% - Козулин). Кстати, последний, по мнению некоторых наблюдателей, в 2006 г. изрядно раскалывал демократический электорат и тем самым играл на руку Лукашенко.

Призывы проигравшего выборы социал-демократа к "взятию Бастилии" не встретили понимания у его же союзников и окончательно разругали оппозиционных кандидатов-аутсайдеров. Они, в свою очередь, спустя некоторое время после оглашения результатов президентских выборов еще собирались повоевать за демократию с победителем Лукашенко. Правда, сам Козулин утверждал, что на штурм госучреждений и органов власти он никого не призывал.

Однако другой оппозиционный кандидат Милинкевич считает, что подобные провокации были непростительным преступлением со стороны людей, которые "называют себя оппозицией". Выборы, как известно, проходили в обстановке повышенной нервозности, с избиениями и арестами оппозиции, разоблачениями и обещаниями со стороны белорусского КГБ суровых наказаний "вплоть до смертной казни" любым заговорщикам, которые посмеют вывести народ на улицы или попытаются учинить еще какие-нибудь равновеликие безобразия. Подпадающие, по белорусским меркам, под понятие "терроризм".

Террористом предлагалось считать всякого, кто "выйдет на улицу и попытается дестабилизировать обстановку". Александр Лукашенко внес полную ясность, пообещав "врезать желающим полезть на баррикады так, что они даже не поймут, откуда пришел удар".

На этом, мягко говоря, неспокойном фоне Козулин сразу же после выборов агитировал трудящихся свергнуть власть и объявил о создании правительства народного доверия. Оппозиция требовала проведения повторного голосования, а Милинкевич назвал результаты выборов "антиконституционным переворотом". После этого благодушный настрой Лукашенко сменился на неприкрытое раздражение, результатом чего и стали массовые аресты.

Отсидев почти втрое меньше положенных за "хулиганку" шести лет, экс-кандидат в президенты так и не раскаялся. Мотивацию своего освобождения бывший "репрессированный" считает унизительной. "Я принимаю освобождение, как знак справедливости, но не могу принять помилование по морально-нравственным соображениям: я не совершал уголовно наказуемых деяний", - поясняет политик в своем заявлении.

Кроме того, Козулин требует от властей незамедлительно отпустить Андрея Кима и Сергея Парсюкевича, осужденных за участие в несанкционированной акции предпринимателей в январе текущего года. Лишь после этого можно говорить о реальных шагах со стороны белорусского государства к демократизации общества, отмечает он.

Эксперты связывают помилование Козулина с успехом кулуарных переговоров официального Минска и Германии. На освобождении белорусского политзаключенного №1 длительное время настаивала как местная демократическая общественность, так и Евросоюз с США.

Согласно первоначальной договоренности Лукашенко с Западом, оказаться на свободе Козулин мог еще в начале этого года (его супруге требовалось лечение в Германии). Однако политзаключенный от этого предложения отказался. В результате он все равно был отпущен на три дня в феврале - уже на похороны супруги.

В странах Евросоюза известие о помиловании Козулина встретили с радостью. "Это акт человечности, вслед за которым должны последовать и остальные", - заявил глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Правда, на всякий случай выразил надежду на то, что Козулина при новом удобном стечении обстоятельств не упрячут обратно. Сотрудничество Евросоюза с Белоруссией может строиться только на базе основных демократических ценностей, отметил Штайнмайер (попутно введя в их число оригинальное определение белорусского правосудия - "долгосрочное освобождение").

Евсей ТРЕТЬЯКОВ |
Выбор читателей